23 марта в Твери в рамках лектория «Великая? Бескровная? Революция?» в преддверии 100-летия революционных событий состоялась лекция Кирилла Александрова, известного историка из Санкт-Петербурга. Тема лекции – «От патриотизма к революции. Русская армия».
Лекция собрала всех, кто неравнодушен к российской истории, пытается осмыслить ее и разобраться в том, как преодолеть последствия трагических событий 1917 года.
Кирилл Александров начал с определения понятия «офицер», отметил, что офицеры были тем самым звеном в армии, которое было особенно важным как «кузница» кадров для генералитета, и, вместе с тем, именно от этого звена зависело воспитание солдат. Он рассказал об истории офицерства в российской армии, подчеркнув его элитарность – не столько по происхождению, сколько по особым, высшим моральным качествам. Примечательно, что, по определению самих офицеров старой школы, для настоящих военных важны не только их профессиональные качества, честь, достоинство, но и единство, что превращает полк в семью, братство: «Для боя полк должен был быть офицерским братством. Ради этого офицерская семья должна была быть семьей в полном смысле слова, в которой все одинаково мыслят, чувствуют, действуют, притом не только в строю, на службе, но и вне казармы, в частной жизни».
Кирилл Александров назвал поразительным тот факт, что с 1917 до 1952 года, за 35 лет от октябрьской революции – вернее, однопартийного политического переворота – до смерти Сталина, в нашей стране было уничтожено более 50 млн человек, но еще более поразительно, что общество не хочет замечать этого объективного, исторически доказанного факта. И немалую роль в успехе большевизма сыграло русское офицерство – вернее, его отсутствие из-за колоссальных потерь в Первой мировой войне, подорвавших силы русского общества: на войне были уничтожены лучшие представители всех его сословий. Именно русский офицерский корпус, сложившийся за несколько веков, профессиональные обученные, воспитанные в истинно патриотическом духе военные, для которых верность присяге, Россия, долг, честь были истинными ценностями, по мнению историка, мог бы стать той силой, которая смогла бы противостоять разрушительному натиску большевизма. Но к 1917 году российская армия была полностью истощена, ее составляли уже не военные, как то было в начале Первой мировой войны, а просто люди в форме, на которых страна не могла положиться. И это стало одной из главных причин успеха переворота 1917 года.
Самым страшным в современной ситуации, когда можно подвести некий символический итог размышлениям о гуманитарной катастрофе 1917 года в преддверии ее столетия, можно назвать то, что мы живем, по словам докладчика, «в эпоху глобальной примитивизации, когда люди склонны искать простые объяснения сложным человеческим поступкам и социальным процессам», что является следствием нежелания и неумения современного человека вникать, разбираться, отсутствия стремления осмыслить события, определившие на долгие годы историю нашей страны и продолжающие влиять на нее даже сейчас.
Подробно, с академической точностью, историк разобрал причины, которые в конечном итоге привели Россию к исторической катастрофе. И корни этих причин уходят глубоко в российскую историю, в историю взаимоотношений народа и его монарха-самодержца. Одной из причин стало то, что русский человек не был готов к переменам, которые особенно ярко проявились в начале ХХ века, что народное сознание оставалось архаичным, неготовым к принятию европейских демократических ценностей несмотря на то, что Петр I прорубил окно в Европу еще 200 лет назад… Не так ли и сейчас наше советское прошлое мешает нам воспринять ценность свободы и ответственности?.. Конечно, не менее значимо было и обострение всех социальных противоречий, в частности, культуры и бескультурия, усталость людей от войны, которая способствовала понижению гражданского самосознания. Парадоксально, что незрелость политической системы и нетерпеливое желание многих российских либералов стать европейцами тоже сыграли свою негативную роль в социальных процессах. В царствование последнего российского императора обнажился кризис монархического сознания, когда «самодержец есть, а самодержавия нет». Одним словом, все в российском обществе, начиная рядовыми его членами и заканчивая государем императором, были в плену иллюзий и стереотипов, в растерянности и панике.
Проследив поэтапно, шаг за шагом, как разворачивались события в Петербурге и в Ставке Верховного главнокомандующего, а потом и в других точках страны в конце февраля 1917 года, свободно оперируя множеством фактов, как общеизвестных, так и тех, которые не известны широкому кругу слушателей, лектор показал, что человеческие поступки и не всегда обдуманные решения – а именно отречение Николая II в пользу не своего сына царевича Алексея, а брата Михаила, равно как и позиция последнего (он не принял престол, но и не отказался от него) - сделали февральский переворот неизбежным – и подготовили почву для еще более страшного, рокового, бесповоротного октября.
Отвечая на вопросы из зала, Кирилл Александров охарактеризовал революцию 1917 года как тяжелый грех, который не был «раскаян». Мы как народ не принесли настоящего покаяния, не произошло перемены ума. И именно поэтому, по мнению историка, мы вот уже столько лет не можем вырваться из пут страха, посредственности и несвободы.