Праздник Пятидесятницы, пожалуй, самый интересный из всех христианских праздников, он вызывает множество вопросов у людей нецерковных. А у церковных порой вызывает множество затруднений, особенно, когда они пытаются объяснить нецерковным, что же они празднуют в этот день.
Начнем с того, что этот праздник, завершающий пасхальный цикл, имеет несколько названий. Первое название – «Пятидесятница» – слово библейское, означает просто «пятидесятый день от Пасхи»; второе название – «Праздник сошествия Святого Духа» - в память события, произошедшего в Иерусалиме в пятидесятый день после Воскресения Христа, и описанного в книге Деяний Апостолов; третье название – «День Святой Троицы»* или просто «Троица», как говорят в народе, – представляет собой более позднее богословское осмысление этого события.
В храмах в этот день на полу лежат трава и цветы, березовые веточки украшают иконы, и даже иногда стоят целые березки, покрытые молодыми зелеными листочками. И нам кажется, порой, что мы попали в березовую рощу или в сад… Почему храм так украшен? Откуда этот обычай? Из древних народных верований, связанных с земледельческим циклом: именно в конце мая – начале июня славяне праздновали проводы весны и начало лета. В это время цвели деревья и травы, земля готовилась к плодоношению, поэтому и праздник этот считался девичьим. Девушки шли в лес «завивать березу» (молодую березу считали средоточием магической плодородной энергии), из веток заплетали венки, при этом пели песни, водили хороводы, устраивали гуляния, березовыми ветвями украшали дома, храмы и даже улицы. Как и перед другими большими праздниками, в народе в этот день поминали умерших.
Церковь к подобным праздникам всегда относилась отрицательно, как к языческим суевериям. Например, Стоглавый собор (1551 г.) резко осуждал подобные гуляния. И со временем в народе произошло полное замещения языческих гуляний и поминаний христианским праздником Пятидесятницы-Троицы. Так, в субботу перед праздником Троицы происходит церковное поминовение «всех от века усопших православных христиан», храмы украшаются зелеными веточками и цветами, и цвет облачений священнослужителей тоже зеленый, символизирующий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Но из истории мы знаем, что праздник Пятидесятницы впервые появился в древнем Израиле. Как же его праздновали там?
Согласно книге Исход (23:14–16), в древнем Израиле существовали три важнейших праздника: праздник опресноков (Пасхи), праздник жатвы первых плодов, называемый также праздником седмиц (через пятьдесят дней после Пасхи), и праздник собирания плодов (в конце года). Праздник седмиц (от слова «седмицы» и произошло название праздника – Шавуот), к которому непосредственно восходит христианская Пятидесятница, тоже был связан с земледельческим циклом и первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы: «Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор 16:9), а потом его дату стали отсчитывать от Пасхи. В древности в этот день делали приношение Богу: из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и торжественно несли их в Храм. Другой жертвой были лучшие первые плоды, первые фрукты. Было принято усыпать дома и синагоги в Шавуот листьями или травами, украшать зелеными ветвями, устанавливать в синагогах деревья вокруг возвышения, а свитки Торы украшать розами. Это был один из трех паломнических праздников, поэтому в эти дни в Иерусалиме всегда было очень много паломников из других городов и стран.
Еще позже, уже в иудаизме, с праздником Шавуот стало соединяться воспоминание дарования Закона через Моисея на Синайской горе, которое произошло примерно через пятьдесят дней после выхода евреев из Египта, т.е. после самой первой Пасхи. Именно тогда, на горе Синай, произошло рождение нового народа – народа Божьего, с которым Бог заключил Завет. Народ этот стал жить по новым законам, которые ему даровал Бог, и стремился стать «царством священников и народом святым» (Исход 19:6).
По словам о. Александра Шмемана, именно в этот день: «Религия… перестала быть только природой и стала началом истории: Бог открыл Свой закон, Свои заповеди, Бог раскрыл человеку Свой замысел о нем, Бог указал человеку путь. Весна, лето, вечный природный круг – сделались знаком и символом не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и ему заповеданного возрастания в полноту знания, жизни и совершенства... И наконец, в самый последний период Ветхого Завета праздник этот стал – в учении и прозрениях пророков – праздником, обращенным к будущему, к последнему торжеству Бога в Своем творении».
В христианскую Пятидесятницу тоже родился новый народ, но уже не одной национальности, а одного Духа, и живет этот народ – Церковь – уже по другим законам, по законам любви и свободы. Законам этим учит Церковь ее Глава – Воскресший, Вознесшийся на небеса и одновременно всегда Пребывающий с христианами Господь Иисус Христос, через Которого каждый христианин входит в Новый Завет с Богом.
Мы знаем из книги Деяний, что после Вознесения Господа апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, в которые «все они были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1:14), и вот, наступил праздник Пятидесятницы. «И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках» (Деян 2:1-4). Исполнились древние пророчества и обещание Христа: Дух Святой от Отца сошел, излился на апостолов, соединяя их вместе. Они и до этого события были вместе несколько лет, когда ходили с Учителем. Но их единство обрело новое качество, потому что сами они изменились силой Духа Святого. Они стали духовно едины, стали понимать друг друга, «говорить на одном языке», а еще у апостолов появилась способность так свидетельствовать о своей вере во Христа, что их понимали другие люди. Изумленные жители Иерусалима и паломники из разных стран увидели перед собой простых галилеян, вдохновенно говоривших о воскресшем Мессии на их родных языках! Чтобы подчеркнуть это чудо понимания, евангелист Лука приводит длинный список народов со всех концов разноязычной Римской империи. Так исполняются пророчества, так приходит к концу трагическое разделение народов, происшедшее некогда у строителей Вавилонской башни: Бог «к единению всех призвал», – поется в кондаке Пятидесятницы.
В этот день приоткрылась тайна Триединого Бога: Единый Бог, Творец мира и человека, создал новый народ и обещал ему спасение; Сын Божий, воплотившись на земле, основал Церковь Нового Завета; Дух Святой действует в ней «до скончания века», вдохновляя и даруя силы для обновления жизни. Святые отцы много спорили, говорили и писали об этой тайне, для полного и верного ее возвещения формулируя догмат о Троице.
*В Русской православной церкви праздник Пятидесятницы стали называть Днем Святой Троицы не сразу. Вполне возможно, что впервые это название появилось в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование иконы «Троица» Андрея Рублева. Эта особенность отражается и в иконографии праздника. Праздничные ряды иконостаса в России с XVI века нередко включают икону Троицы вместо иконы праздника Пятидесятницы. Иногда икона Троицы стоит в ряду перед иконой Сошествием Святого Духа. И на аналоях многих храмов сейчас в день Пятидесятницы нередко можно встретить сразу две иконы праздника: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа.