Часто история и образ народа, страны, семьи складывается у человека с детства, и в том числе по тому, как он узнает эту историю. У многих из нас, детей и взрослых, уроки истории в школе оставляли и оставляют скудные или скучные воспоминания, связанные со множеством дат, непонятных формулировок, таблиц, имен… Зачастую и посещение исторических музеев не остается в памяти ярким воспоминанием.
Нам хотелось найти какой-то более живой подход к преподаванию истории детям, и мы провели детскую историческую прогулку по разрушенным усадьбам дореволюционного Екатеринбурга с рассказом о тех общественных организациях и любительских объединениях, которые были в городе в то время – пожарниках, театралах, врачах, ученых, велосипедистах и пр. В помощь нам были стенды уже действующей в городе выставки «Екатеринбургъ 1917. Город, которого нет».
Мы старались построить экскурсию как путешествие во времени, с современными, понятными детям параллелями и примерами. Это увлекло даже взрослых! И мамы, и папы сами с воодушевлением отвечали на вопросы, адресованные детям – что такое усадьба, кто такие купцы, что такое крепостничество, благотворительность, беспризорность, революция и т.д. Так, одним из открытий этой экскурсии стало то, что, стараясь рассказать детям об истории наиболее живым и интересным языком, взрослый сам по-другому на нее смотрит.
И дети, и взрослые живо реагировали, представляя себе жизнь усадьбы – вот купеческая семья за столом, вот пришли гости, и в саду начались гуляния и детские игры, принесли ароматные пироги и яблоки из своего сада. А вот другая картина: взрослые горожане решили объединиться в борьбе с беспризорностью, пожарами, голодом, нищетой, болезнями, безграмотностью и т.д. Привлекли и детей. В чем могли тогда помочь взрослым дети? Оказывается, было в чем: например, в городе создавались детские противопожарные дружины, где дети учились помогать во время пожара взрослым (звонили в колокола, подвозили воду); дети также помогали в обществах милосердия (кормили, убирали), в организации театральных постановок. И еще одна картина, грустная: в твой дом, родовую усадьбу пришли какие-то люди в черной форме с красными звездами, сказали быстро собрать вещи и покинуть дом. Отобрали все, включая любимые вещи и игрушки, куда-то забрали маму и папу, дом сожгли или заселили какими-то чужими людьми. И это совсем другая история – история революционного Екатеринбурга, которую даже ребенок способен пропустить через собственное восприятие.
Мы показывали детям фотографии и рассказывали – этот купец погиб, упав с крыши своей мельницы, этого прогнали большевики, этот бежал вместе с Врангелем, а этот тоже бежал, но не выдержал разлуки с родиной, вернулся и был сразу арестован, а этот бежал, но погиб в пути, а другой добежал аж до Японии, но погиб при землетрясении и т.д.
Особым событием в заключение прогулки стал поход в Музей природы, создателем которого в 60-е годы XIX столетия было Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Основатель общества Онисим Клер сам привез в город скелет мамонта, который в области отрыли на берегу реки простые рыбаки. Говорили о том, как важно помнить то, что для нас сделали наши предки, ведь они старались, чтобы история была для нас живой и важной. К слову о живой истории: в самом Музее природы нет ни слова об УОЛЕ, и это грустно – в этом проявляется то самое беспамятство и невнимательность, которые так присущи нам и нашему народу. Об этом мы тоже поговорили – а есть ли у нас дома фотографии наших дедушек и бабушек, хранятся ли их вещи, письма, медали, украшения, важно ли это для нас? Тема вызвала больший отклик и у взрослой части экскурсантов.
В конце экскурсии родители оставили отзыв: «Огромное спасибо! Что вам не все равно, что вы тратите своё личное время, готовитесь, организуете! Что заставляете нас двигаться в правильном направлении!»
Мы не утверждаем, что это лучший и единственный путь познания истории ребенком, но делимся тем вдохновением, которое дала нам эта совместная историческая прогулка и совместное размышление над судьбами и общественных объединений, и конкретных людей, которые строили и собирали этот город, в котором мы живем.