В Тульской области находятся многие родовые имения известных людей России, в том числе А.С. Хомякова, Л.Н. Толстого, А.Т. Болотова. Здесь же жила в усадьбе Лебяжье Богородицкого уезда около станции Волово Александра Алексеевна Ершова (урожд. Штевен; 1865-1933) и ее семья. За годы знакомства с ее наследием, которое открылось через ее внучек, Александра Алексеевна стала нашему Преображенскому братству родным по духу человеком.
Одной из задач нашей экспедиции было желание исполнить просьбу внучки А.А. Ершовой Натальи Владимировны Левицкой (1932-2017), которая почила в этом году в крещенские дни, посетить их родовые места (Ершовы породнились с Левицкими после революции – старшая дочь Александры Алексеевны, Мария Ершова (1898-1990) вышла замуж за Владимира Сергеевича Левицкого (1898-1953)).
В свое время Н.В. Левицкая передала мне копию воспоминаний об этих местах ее бабушки – Софьи Руфимовны Левицкой (урожд. Мясоедовой; 1861-1933), племянницы известного художника – передвижника Г.Г. Мясоедова. На воспоминания двух бабушек Натальи Владимировны – Софьи Руфимовны Левицкой и Александры Алексеевны Ершовой (не случайно, что их могилы находятся рядом на Миусском кладбище в Москве) – мы опирались в нашем путешествии в Алексеевское и Одинцово.
Первым пунктом нашего маршрута стал поселок Теплое и храм Иверской иконы Божьей Матери конца XIX века. Настоятель храма протоиерей Валентин Дудин изучает историю своего края, и мы хотели расспросить его о Левицких. Видимо в Тульской области – это уже традиция, что священники занимаются краеведением: начиная с протоиерея Ростислава Лозинского (1912-1994), доктора богословия, благодаря которому многие исторические места были спасены от разорения и уничтожения (например, Всехсвятское кладбище в Туле).
Отец Валентин рассказал нам, что в этих местах хранится память о Павле Ивановиче Левицком (1842-1920) – ученом-лесоводе, трудившемся в своем имении Алексеевское на тепло-огаревской земле в конце XIX‑нач. XX вв. Под его руководством на распашных землях были посажены леса в урочищах «Каменный», «Горелый», «Дегтивное», «Липовый», раскинувшиеся почти на 400 гектарах, – их до сих пор называются посадками Левицкого.
В поселке Теплое в краеведческом музее есть стенд, посвященный П.И. Левицкому. Молодой директор музея познакомила нас с небогатой экспозицией: вырезки из газет, книга о посадке леса, книга из библиотеки Левицких, копии фотографий из семейного архива, приветственное письмо Санкт-Петербургского общества изучения и сохранения наследия Врангелей организаторам и участникам экологического фестиваля им. П.И. Левицкого.
Дочь П.И. Левицкого Лидия (1871-1944) вышла замуж за барона Александра Константиновича Врангеля (1872-1929), коллежского советника, с 1908 года он служил в Елецком окружном суде председателем. Их дочь – Наталья Антошина (Врангель-Левицкая) (1898-1977) была членом церковной общины при храме Николы в Кленниках на Маросейке, а в 1931 годы была арестована и сослана в Сибирь.
Явным диссонансом был расположенный в том же музее стенд, посвященный 100-летию революции с портретами Ленина, прославляющий того, кто уничтожал Россию, русский народ и русскую церковь.
Дальше мы отправились в разрушенное имение Алексеевское Чернского уезда Тульской губернии. А.А. Ершова в своих воспоминаниях о Л.Н. Толстом, который весной 1898 года заезжал сюда и по причине недомогания оставался у гостеприимных хозяевах более недели, пишет следующее: «Владельцем с. Алексеевское был всеми уважаемый Павел Иванович Левицкий, тогда уже пожилой человек, весьма образованный, стойкий и трудолюбивый хозяин, который образцово устроил свое имение, много лет занимался лесными посадками, изменившими самую природу тех мест; ввел у себя дававшее ценные наблюдения и выводы, правильное счетоводство, производил метеорологические исследования и печатал в сельскохозяйственных журналах интересные, полезные всем хозяевам статьи».
От имения осталась сильно пострадавшая в советское время Церковь Алексия, митрополита Московского, построенная в 1821 г., в которой и по сей день видны былое величие и красота. Церковь почти разрушена, хотя на сайте района написано, что она является «памятником, ценным образцом архитектуры русского классицизма первой половины ХIX века на территории Тульской области». Отец Валентин Дудин рассказывал, что сохранились сведения о том, что рядом с храмом был установлен небольшой памятник царю-освободителю Александру II.
Один из приделов храма, как нам сказал отец Валентин, был назван в честь прп. Сергия Радонежского. Мы как раз были там 18 июля, в день памяти прп. Сергия Радонежского и прмцц. вел. кн. Елисаветы, поэтому мы помолились в храме этим двум святым о русской церкви и русской земле.
С пением псалмов мы обошли церковь, прокладывая себе дорогу сквозь высокую крапиву.
В селе остался один дом, где доживает свой век пожилая пара. Много заброшенных зданий. Самые живые в этом месте были гуси.
Мы побывали на кладбище, где похоронен П.И. Левицкий. В школе нового села Алексеевское помнят Павла Ивановича и бережно ухаживают за его могилой. Мы вспоминали как Наталья Владимировна Левицкая смеялась, рассказывая, что на надгробной табличке указано, что Павел Иванович граф, хотя графом он не был.
Мы принесли цветы, которые собрали в поле, помолились и спели вечную память.
Далее наш путь лежал в «старинное, всеми любимое имение Одинцово», – как пишет о нем Софья Руфимовна, – находящееся в селе Одинцово Чернского уезда Тульской губернии. Сейчас оно тоже разрушено и забыто. Это родовое имение, в котором жили родители Павла Ивановича Левицкого с 1844 года: Иван Иванович (1811-1890) и Павлина Васильевна (1818-1903) Левицкие. Софья Руфимовна, выйдя замуж за их младшего сына Сергея Ивановича (1854-1898), морского офицера (после отставки и женитьбы стал жить в Одинцово как помещик и землевладелец), с 1885 года переселилась в Одинцово.
Софья Руфимовна Левицкая после революции в конце 1920-х гг. написала о жизни в Одинцово: «Все радости и горести протекли в нем. Теперь остались там одни дорогие могилки, которым мне, вероятно, не удастся даже поклониться… Но воспоминаниями, любовью и благодарностью до конца дней моих будет полно мое сердце».
Мы не знаем, где именно находятся могилы Левицких, но нам было важно увидеть все эти места, которые так любила Софья Руфимовна.
Нам удалось найти руины Церкви во имя Ахтырской иконы Божьей Матери, – хоть мы и не сразу поняли, что это именно они, – о которых писала Софья Руфимовна Левицкая в своих воспоминаниях: «Взлетаем на гору и поднимаемся к церкви – небольшой, беленькой, с зеленой крышей и тоненьким, высоким шпилем колокольни. Мы огибаем ее, въезжаем в ворота и подлетаем к крыльцу с белыми колоннами, защищенному стеклянными рамами, с деревянными диванчиками по бокам».
Расположившись рядом, мы представили себе жизнь в усадьбе по воспоминаниям С.Р. Левицкой о семейном торжестве в честь престольного праздника 2 июля: «Радостный день в Одинцове под благословением Ахтырской иконы Божией Матери». Софья Руфимовна описывала такой же чудесный теплый летний вечер, атмосферу семейного уюта и общения, красоту дома, сада, аллей; всенощную, панихиду в семейном склепе (склеп остался, но сейчас это большая яма зияющая пустотой)...
Все наши подростки внимательно слушают, и это опустевшее место оживает в памяти, становится близким и родным.
Мы читаем описание крестного хода от церкви к дому с иконой, благословение образом всех желающих хозяйкой дома Павлиной Васильевной. Семейный праздник заканчивается горячей молитвой Павлины Васильевны Левицкой перед Ахтырской иконой Божьей Матери с просьбой внушить ее детям, внукам и правнукам непоколебимую веру в Бога и любовь к ближнему.
Свое повествование Софья Руфимовна тоже завершает молитвой: «Да будет благословен этот день и все любящие и помнящие его». Смеем надеяться, что это благословение передалось и нам, если судить по той вдохновенной вечерней молитве, которую мы совершили рядом с развалинами церкви после чтения воспоминаний.
«Что сталось с нашей страной Российской? Но то, что погибло все вещественное и прекрасное, не так еще важно…» – пишет Софья Руфимовна. «Но не должно терзать нам наше сердце таким крушением всех наших дел. То слабость наша. Помнить мы должны, что нам не временное – вечное должно быть дорого…» – вторит ей А.А. Ершова. В первую очередь они сокрушались о повсеместной потере русскими людьми духовности и веры и молили Бога, чтобы Он сохранил веру у их детей и внуков.
Этот день нам всем очень запомнился. Мы увидели в действии духовное усилие памяти, пусть даже совсем небольшое, которое восстанавливает потерянные связи и общение с ушедшими в мир иной, и умножает нашу общую веру, потому что у Бога все живы.
Ольга Синицына
Фото Сергея Федорова, Анастасии Григорян и Алены Осиповой