Сегодняшние дети всяческими елками избалованы, и зимние каникулы сливаются для них в один сплошной праздник, где Новый Год неотличим от Рождества. Елка, игры с ведущими, детский спектакль (что-нибудь на тему Нового Года) и подарки с конфетами в конце: сценарий этого праздника похож, независимо от того, где устраивается елка – в Кремле или в районном Доме культуры.
Елка на благотворительном рождественском празднике, который уже седьмой год проводит Культурно-просветительский центр «Преображение» для детей из города Истры, поселков Красный и Глебовское, конечно, тоже была. Были и украшенные хвоей и свечами подоконники, и цветные шары, и хороводы (не просто так, а с народными песнями и играми, которые искусно направляли ведущие). Но все это было лишь прологом к празднику. А сам праздник был построен как путешествие. И это естественно - ведь в рассказе о Рождестве столько говорится о путешествиях, и путь Иосифа и Марии в Вифлеем, и приход пастухов, услышавших ангельскую весть, к Младенцу, и дальнее путешествие волхвов с дарами, ведомых рождественской звездой. Волхвов на празднике, правда, не было, но пастух появился, после того, как колокольчик напомнил, что пришла пора заканчивать игры и начинать праздник. Появился и позвал за собой: найти дорогу к яслям. Но нельзя прийти поклониться Младенцу просто так, с пустыми руками и пустым сердцем – по пути обязательно отыскать дары, которые нужно Ему принести. И это было необычно для сегодняшних елок: не прийти за подарком, а прийти, чтобы самому принести дары. Да и сами дары должны были быть особыми: огонь, чтобы согреть младенца; тишина, чтобы в тишине услышать ангельскую весть, песня, чтобы младенца славить, и хлеб, чтобы им поделиться.
Началось путешествие с кукольного спектакля – традиционного «вертепа» с пастухами, волхвами, злодеем Иродом. Наивное действо, разыгранное всего двумя актерами, которые даже не прятались за ширмы. Но когда Ирод на ниточках, отдав приказ об избиении младенцев, восклицал «Я буду царем! Я один!» – ассоциации это вызывало отнюдь не благостные и не кукольные. А потом четыре группы вышли в поход за дарами. На «горном пастбище», устроенном в одной из комнат, пастух учил их слушать тишину, поскольку только в тишине можно расслышать голос Бога в своем сердце (тот, что люди зовут еще голосом совести). И те, кто научился слушать, получили в подарок маленький колокольчик: в горной тишине его звук слышно издалека, так что колокольчик – это звук самой тишины.
На следующей остановке надо было пройти полосу препятствий. С завязанными глазами пройти через «паутину» – хитро запутанные веревочки – в одиночку невозможно: запутаешься и упадешь. Одолеть препятствие можно было только с помощью тех, кто рядом. Поэтому чрез «паутину» пробирались дети постарше, а кто помладше, подсказывали им, куда поставить ногу. Затем надо было прошагать по «болоту» строго по разложенным меткам и пролезть через «пещеру» – длинный матерчатый рукав. Последнее испытание имело такой успех, что многие просились проползти по второму разу. А прошедшие испытание получили как дар свет – серебристый фонарик со свечой внутри. На третьей остановке учились, как принести в дар песню – разучивали рождественское песнопение «Ночь тиха, ночь свята». А на последней станции своими руками пекли хлеб – потому, что без хлеба невозможна жизнь, и потому, что разделить с кем-то хлеб – это породниться. Так что все лепили своими руками маленькие колобочки, обсыпанные кунжутом.
Но вот, наконец, все четыре группы прошли все четыре испытания и собрали все дары. Тогда пастух повел всех через неосвещенный коридор в часовню, к вертепу, украшенному хвоей. В сумраке (освещалась часовня только свечками перед вертепом и фонариками -дарами) дети сложили колокольчики, фонарики и корзинки с хлебом перед Младенцем и спели рождественскую песню. Песня отзвучала, фонарики и колокольчики остались лежать возле яслей, а хлебцы преломили, делясь друг с другом не просто хлебом, но радостью праздника.
Ну, а чай с пирогами и подарки в конце праздника, естественно, тоже были. Какой же праздник без них?