Путешествие к центру слова

12 августа 2016
Лето – пора путешествий! Путешествие к центру слова совершили в минувшую среду в культурно-просветительском клубе «Среда общения» в Екатеринбурге

Организаторы встречи – журналисты и филологи, братья и сестры Свято-Екатерининского малого православного братства. Подобные встречи в клубе «Среда общения» братство проводит уже почти два года, выбирая актуальные темы для разговора (например, проходили встречи о войне, о нехимической зависимости у детей, об общении). В этот раз говорили о слове.

Казалось бы, что может быть актуального в этой теме? Для изучения словесности существуют специальные факультеты в ВУЗах, изучается филологическая проблематика, пишутся научные работы. Зачем и для чего о слове говорить в пространстве обычного вечернего приятельского общения за чашкой чая?

Но что, если разговор о слове глубже лишь его филологического аспекта? Ведущий встречи, Дмитрий Каштанов, журналист и теолог, председатель Свято-Екатерининского братства, начал путешествие к центру слова с цитаты из Библии о том, что человек словом может передвигать горы (Мк 11:22-24).

Действительно ли слово имеет такую силу?

Дальше был приведен пример, как небольшой рассказ Редьярда Киплинга «Садовник» принес утешение огромному количеству его современников, потерявших своих близких в Первой мировой войне. Оказалось, что такой пример не единственный. Например, у того же Киплинга было еще одно произведение, повлиявшее на людей разных времен и народов – стихотворение «Если», посвященное рождению сына автора. Мы прочли несколько переводов этого стихотворения – Искандера, Маршака и Лозинского (всего существует более семидесяти переводов этого стихотворения). Это был пример слова, которое оказывается больше автора, времени, национальности, страны и т.д.

В переводе Лозинского с заглавием «Завет»

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово.
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
БУДЬ прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Так, постепенно, вспоминая и приводя свои примеры, мы приблизились к центру того, что несет в себе слово. Звучали такие размышления: «словом можно убить или исцелить»; «с одной стороны, "молчанье – золото, а слово – серебро", а с другой стороны, есть такое понятие как "грех молчания", когда словом можно спасти»; «слово может двигать горы»; «словом Бог творил мир» и т.д.

Неожиданно путешествие к центру слова привело нас к имени, ведь имя – это то слово, которое каждый человек слышит первым в своей жизни. Много вместе размышляли о том, что значит имя для человека, как именно и каким новым смыслом человек может наполнить свое имя. Вспомнили Аврама, которому Бог дал новое имя Авраам, и как при этом изменилась его жизнь. Говорили о том, почему человек иногда выбирает новое имя в крещении, может ли имя влиять на человека и наоборот.

В заключение вспомнили стихотворение Гумилева «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Уходили с размышлением о том, как относиться к словам в нашей жизни, чтобы жизнь эта не была наполнена «дурно пахнушими мертвыми словами».

Елена Каштанова
загрузить еще