Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Апостольское учение о взаимоотношениях мужа и жены весьма радикально и необычно. Во всяком случае, оно неожиданно для людей, привыкших жить по законам мира сего. С одной стороны, апостол говорит о том, что всем нам надо всегда и «за всё благодарить Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5:20). То есть если мы христиане, то первое, что в нас должно быть – это благодарность Отцу Небесному, благодарность Богу, потому что для нас Христос – это несравненный дар, выше которого ничего не может быть ни на земле, ни на Небе – нигде. Бог дарует нам Самого Себя, причём в полноте Своей Жизни, которая заключается в том же, в чём заключается Христова Любовь. Если мы хотим познать Тайну внутрибожественной жизни, нам надо познать Тайну Христовой Любви. Она себя явила вполне как Любовь крестная и воскресная. Христос был не просто Учителем, пусть и самым выдающимся, уникальным. Как бы удивительно и замечательно это ни было, самое главное в другом. И само учение исходит из этого другого – из той самой неотмирной Любви, которая тем не менее приходит в мир и наполняет нас всех. Вот за это мы и благодарим, именно поэтому мы никогда не опускаем голову и никогда не унываем. Нет ничего более антихристианского для человека, особенно считающего себя верующим, чем уныние или гордость, которые затмевают Бога и отдаляют от нас Христову Любовь.
Итак, первый урок для всех, и он кажется простым, во всяком случае для внешнего понимания: благодарите всегда и за всё Бога Отца (Еф 5:20).
Дальше. Оказывается, мало благодарить, ведь даже если у нас есть такая живая благодарность, её надо ещё как-то проверить: а действительно ли она во Христе или она носит немножко эгоистический характер, что с людьми, увы, случается. Поэтому и говорится дальше: «Подчиняйтесь друг другу в страхе Божьем» (Еф 5:21). Фраза, если её вырвать из контекста Послания к ефесянам, звучит вполне ветхозаветно. Ветхий Завет учил людей страху Божьему, чтобы они, исходя из этого благотворного страха, исполняли Божьи заповеди и не уклонялись от Бога ни направо, ни налево – никуда, даже если им кажется, что исполнять Божью волю затруднительно, не с руки, неудобно, не получается, мол, это не моё. Для того чтобы люди себя не обманывали такими отговорками, и существует этот призыв к страху Божьему как началу Премудрости.
Но апостол говорит не просто о страхе. Он говорит о том, что надо друг другу подчиняться (Еф 5:21). Это относится ко всем христианам. Все: и младшие, и старшие, и мужчины, и женщины – все люди, какими бы они ни были в глазах мира сего, должны быть готовы друг другу подчиняться. Это, как мы с вами хорошо знаем, непросто. Непросто это и христианам, потому что они должны всегда бежать вперёд и становиться как бы большими и старшими. Но если ты старший, на то ты и старший, чтобы люди тебе подчинялись, а не ты подчинялся им. Иначе, действительно, какой ты старший, если ты подчиняешься кому-то? Так и рассуждают многие люди по законам мира сего. А вот в глазах Божьих всё по-другому. Оказывается, если в нас есть страх Божий, то мы трезво смотрим на себя как на призванных стать богами, сыновьями Божьими, но с другой стороны, ещё своё призвание до конца не исполнивших. И поэтому нам нужен этот страх, так что мы должны «подчиняться друг другу», потому что не можем не верить в каждого человека, что он тоже от Бога и в потенции бог. И тот, кто даже очевидно младший. А что Бог хочет сказать нам через него – это всегда тайна. Иногда Бог говорил даже через неких животных. Тем более он может это сказать через «малых сих». И мы этого тоже никогда не должны забывать.
Но мысль апостола идёт дальше, и очень быстро. Если мы исполнились благодарности и если мы хотим друг другу подчиняться в страхе Божьем, мы с этим согласились, мы поняли, что в этом есть воля Божья, – только делать это надо по-новозаветному, не возвращаясь, не оглядываясь назад, – то дальше речь идёт о том, как жить людям очень близким. Вот, например, в семье. Если мы друг другу подчиняемся, то даже жёны должны подчиняться своим мужьям (Еф 5:22). Это, конечно, крутой поворот. А мужья же люди, человеки, они же тоже могут ошибаться. Как же подчиняться постоянно ошибающемуся человеку? И тем не менее, подчиняйтесь, говорит апостол, и всё. Причём не просто так, а ещё «как Господу» (Еф 5:22), то есть как Тому, Кто никогда не ошибается. Вот тут, конечно, в жизни уже начинаются затруднения. С одной стороны, всем же понятно, кто всё время ошибается? – Муж. А тем не менее, ему надо подчиняться, «как Господу», потому что муж первый, старший. Вот он и есть «глава жены» (Еф 5:23). Так было задумано от начала мира. Неслучайно и Христос, Который является небесным Женихом Церкви, есть её Глава (Еф 5:23). И если наоборот, то что-то здесь не так. Он Христос – Спаситель Церкви, Своего Тела (Еф 5:23). Вот и получается, что «как Церковь подчиняется Христу, так же во всём должны подчиняться своим мужьям и жёны» (Еф 5:24). И тут ничего не поделаешь... И хотелось бы с этим что-то сделать, сказать: «да, всё это правильно, но…». Здесь такие выражения, что никакого «но» не получается, ему места не находится. Конечно, постольку, поскольку это обращение внутрь Церкви. И мы можем надеяться, что, значит, и внутрь нашего братства и нашей общины, значит, это всё относится прямо к нам. Не будем судить других, Господь – Судья. Но мы не можем не принять этих слов по отношению к себе, если только мы по-настоящему братство и община, и Церковь.
После такого разгромного заявления апостол обращается к мужьям и тоже как-то очень неудобно. Он просто-напросто говорит: «мужья, любите своих жён». Хотелось бы что-нибудь такое похитрее, а тут всё просто и ясно. Берите и любите своих жён. Они уже согласились, что вы старшие, они согласились вам подчиняться, как Господу, так любите их, не смотрите по сторонам, не отвлекайтесь, как говорят классики. Как Христос возлюбил Свою Церковь и «отдал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив омовением воды посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собой Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» (Еф 5:25-27), так должны и мужья любить своих жён, словно себя (Еф 5:33), словно свои тела (Еф 5:28). Удивительная вера в человека открывается здесь у апостола! Сказано: «будут одной плотью» – и действительно, надо думать, что христиане способны исполнить слово Божье и стать одной плотью, если между ними есть настоящая любовь «по образу Христа и Церкви». Она должна быть в братстве, она должна быть в общине, но к ней же должны стремиться и люди, вступающие в брак, если они христиане, если они члены общины, братства, Церкви.
Дальше апостол немножко утешает мужей и говорит: не волнуйтесь, всё хорошо, вам это будет возможно, потому что «любящий свою жену себя самого любит» (Еф 5:28). Вы же не отрекаетесь от того, чтобы любить самих себя? Не отрекаетесь. А коли вы вместе со своими жёнами, значит, любите себя, но вместе с ними. И это утешает. «Никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Христос Церковь» (Еф 5:29). Для того и прилепляется человек, мужчина, к жене своей, чтобы «быть единой плотью» (Еф 5:31).
Так что пусть побеждает любовь, но любовь не только земная, но и небесная. Только земной любовью победить разделение, раскол этого мира, в том числе проходящий через наши сердца и наши семьи, – нельзя, не получится, что бы мы ни делали. Не может семья по плоти сама вырасти в семью по духу и стать, допустим, малой церковью, как иногда идеалистически представляют себе люди, у которых нет опыта братства, не хватает трезвения. Здесь видит апостол «великую тайну» (Еф 5:32). Нельзя сказать, что во всём, что апостол говорит в этой части Послания к ефесянам, нет тайны. Тайна присутствует в отношениях Христа и Церкви, и тайна присутствует в отношениях мужа и жены, если они хотят стать единой плотью в любви по образу Христа и Церкви. Тайна эта велика, и надо её раскрывать и ни в коем случае не отделять от познания Божьих Тайн свою семью, а значит, и супругам – свою любовь друг ко другу.
Пусть каждый муж любит свою жену, как самого себя, а жена пусть боится не только Бога, но и своего мужа, а значит, не спешит ему высказывать, что он всё время ошибается, даже если она в этом свято уверена. Иногда имеет смысл себя сдерживать, особенно в проявлениях любви. И мы надеемся, что сегодня Господь даёт нам ещё один шанс увидеть исполнение этих замечательных апостольских слов, обращённых ко всей Церкви, ко всем, хотя и в первую очередь к тем, кто пытается по-христиански построить свою семейную жизнь. Если в церковной общине и в братстве как-то естественно задаваться вопросом, что это означает, естественно благоговеть перед тайной жизни во Христе, то в семье, поскольку она есть общечеловеческое устроение, часто думают, что все проблемы легко решаются, ведь над ними бьются многие годы, века и тысячелетия многие-многие люди на земле. А вот оказывается, что тайна христианской семьи до сих пор до конца не раскрылась. Так же, как и тайна Церкви в её любви ко Христу, небесному Жениху своему.
Церковь – это не Царство Небесное. Церковь должна ещё преобразиться в Царство Небесное тогда, когда этот духовный брак со Христом откроется, когда он станет полнотой реальности. Вот так и в семье. Надо понимать и то, что нам дано, и то, что нам задано.
И пусть наши дорогие новобрачные об этом всегда помнят, и пусть всегда идут вперёд, благодаря Бога Отца за Господа нашего Иисуса Христа и подчиняясь друг другу в страхе Божьем.
Аминь.
Проповедь на Евангелие (Ин 2:1-11) на венчании можно прочесть здесь.
www.ogkochetkov.ru
Фото Алены Каплиной