Протоиерей Джон Эриксон: «Пандемия призывает церковь к осмысленности»

01 сентября 2020
Размышления, присланные к 30-летию Преображенского братства
Протоиерей Джон Эриксон, почётный профессор Свято-Владимирской семинарии
Протоиерей Джон Эриксон, почётный профессор Свято-Владимирской семинарии

«В «нормальные» допандемийные времена мы многое делали по привычке: ходили в церковь, причащались и жертвовали на благотворительность, но делали это, не задумываясь о том, что все это значит. Мы были духовно ленивы. Теперь то, что было привычным, должно снова стать осмысленным». Протоиерей Джон Эриксон поделился своими размышлениями о церкви и служениях в год пандемии.

2020 год надолго запомнится как год пандемии Covid-19. К тому времени, когда пандемия закончится, она унесет жизни многих сотен тысяч людей во всем мире. Но помнить о ней не будут везде одинаково, всегда и все. Память о ней может даже подавляться. Подобное случалось и раньше. В Соединенных Штатах великая пандемия гриппа 1918 года вошла в историю как забытая пандемия. О ней забыли, потому что государственная цензура пыталась скрыть любое упоминание об этом в прессе, чтобы это не подорвало народную поддержку участия страны в Первой мировой войне. Я не могу говорить о влиянии пандемии Covid-19 на Россию или другие страны, в которых православие – доминирующая или традиционная вера, и я не могу строить предположения о том, как её будут помнить в этих странах, а тем более где-либо ещё. Однако я могу предложить некоторые размышления о влиянии пандемии на православных христиан в Северной Америке.

Вопросы, предложенные для обсуждения к празднованию 30-летия Преображенского братства, касаются роли общин и братств в церкви и обществе. Мне сложно ответить на эти вопросы, потому что в Северной Америке у нас мало опыта общения с общинами и братствами, примером которых является Преображенское братство в России. У нас есть различные учреждения и организации, которые выполняют похожие функции: богословские школы, пастырские институты, профессиональные организации, теологические общества, религиозно-философские дискуссионные группы. Но для православных христиан Северной Америки значение этих учреждений и организаций относительно невелико. Наше представление о церкви во многом сформировано приходом.

Однако делать обобщения о православном приходе в Америке сложно. В нашем исключительно плюралистическом обществе православные христиане – небольшое меньшинство, на которое легко не обращать внимания. Никакая всеобъемлющая церковная структура не связывает их вместе. Вместо этого несколько пересекающихся юрисдикций – Греческая Православная Архиепископия, Антиохийская Архиепископия, Православная Церковь в Америке и многие другие – объединяют приходы, разбросанные по всему континенту. Некоторые из этих приходов имеют ярко выраженный этнический оттенок, другие – всеправославные. Одни довольно большие, другие крошечные. У большинства в составе есть хотя бы несколько человек, обращённых в православие из других конфессий, а некоторые практически полностью состоят из конвертов. Тем не менее, несмотря на многочисленные различия, исторически эти приходы имели как минимум две общие характеристики. Одна из них – слишком очевидная, чтобы даже упоминать о ней – это местничество, то есть озабоченность приходом и его финансами, а не более широким сообществом. Другая – нездоровая борьба между духовенством и мирянами за господство в приходской жизни.

Во время пандемии Covid-19 приходы в Северной Америке столкнулись с беспрецедентными сложностями. К Страстной неделе 2020 года каждая православная юрисдикция ввела ограничения, касающиеся принятых форм проведения публичных богослужений в соответствии с рекомендациями эпидемиологов и полномочиями гражданских властей. Были введены гигиенические мероприятия. Посещаемость богослужений была строго ограничена.

Несмотря на сильное ворчание, большинство приходов довольно быстро приспособились. В самом храме священник, служители алтаря и певчие координировали своё посещение церкви в соответствии с требованиями общественной безопасности. За запертыми дверями храма к ним присоединился видеооператор, чтобы молитву можно было транслировать в прямом эфире через интернет. Это «виртуальное» богослужение было дополнено трансляцией литургических текстов для чтения на домашних богослужениях. Особые меры были приняты для обеспечения безопасности во время исповеди и причастия.

Приходские собрания, библейские кружки, дискуссионные группы и занятия церковных школ стали проводиться в Zoom. Хотя открытие (а иногда и повторное закрытие) храмов зависело от эпидемиологических факторов, но на каждом таком новом витке пандемии когорты компетентных и хорошо подготовленных «привратников» раздавали дезинфицирующие средства для рук, регулировали движение транспорта и тактично напоминали прихожанам о необходимости соблюдения социальной дистанции. Одним словом, во-первых, прихожане обнаружили, что богослужение не ограничивается церковным зданием, и во-вторых, они стали активно участвовать в служении, на которое у священников, дьяконов и других церковных «профессионалов» не хватало времени, подготовки или возможности.

Во время пандемии православные христиане – как священнослужители, так и миряне – были вынуждены пересмотреть не только свои взаимоотношения, но и свои отношения с более широким миром, для которого двери храма часто оставались запертыми. СМИ обращают наше внимание на тяжёлое положение бездомных, беспокойство тех, кто потерял работу, стрессы, с которыми сталкиваются медицинские работники, одиночество прикованных к дому престарелых и немощных, особые потребности инвалидов.

Перед нами стоит задача отказаться от любых представлений о собственной самодостаточности. Но сделать это непросто. До пандемии, в «нормальные» времена мы многое делали по привычке. Возможно, мы ходили в церковь, причащались и жертвовали на благотворительность, но мы делали это, не задумываясь о том, что все это значит. Мы были духовно ленивы. Теперь то, что было привычным, должно снова стать осмысленным. То, что считалось само собой разумеющимся, нужно признать и принять как дар благодати.

загрузить еще