В этот день (5 июля по старому стилю) в 1918 году Елизавета Федоровна приняла мученическую кончину вблизи г. Алапаевск Пермской губернии: она и еще несколько человек* были сброшены большевиками в шахту. С детства и до самой кончины Елизавета Федоровна являла пример деятельного милосердия. Даже в шахте, все еще живая, но получившая множественные переломы, она сделала перевязку князю Иоанну Константиновичу. Плодом ее жизни стала Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая отличалась своим особым подходом к помощи страждущим: на первом месте там стояла забота о духовном состоянии человека.
Елизавета Федоровна (при рождении – Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.
Именно в доме своих родителей Элла, как ее называли, восприняла основополагающие религиозно-нравственные ориентиры. Особенно большое влияние на формирование личности будущей Великой княгини оказали ее мать, принцесса Алиса, и дедушка, принц Альберт, муж королевы Виктории.
От дедушки Элла унаследовала такие качества как чувство долга, деликатность, образованность. Принц Альберт отличался также независимыми политическими суждениями, он считал, что правители в первую очередь должны обеспечивать благо своего народа, так считала и его внучка.
Для принцессы Алисы было важно привить детям любовь к ближнему. Один из братьев Елизаветы Федоровны вспоминал, что каждое утро по субботам они должны были относить букеты цветов в госпиталь на Мауэрштрассе и дарить их разным пациентам. Он пишет, что таким образом они преодолевали робость, получали возможность общаться со многими людьми. Регулярные посещения больницы учили детей не только милосердию, но и культуре общения с представителями разных социальных слоев.
Елизавета Федоровна отмечала, что на ее мировоззрение большое влияние оказала жизнь святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой она была названа. Две Елизаветы, живущие в разное время, очень похожи, во-первых, глубоким благочестием, во-вторых, самоотверженной любовью к людям, особенно проявившейся в периоды народных бедствий.
На становление Елизаветы Федоровны повлиял опыт еще одной святой – Хильдегард из Бингена. Элла с раннего детства слышала легенды о Хильдегард, в доме звучали написанные ею церковные песнопения. Отсюда ее любовь к музыке и природе, мужество и решительность.
В 1884 году принцесса Елизавета выходит замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова. В России ее принимают очень тепло: император Александр III и императрица Мария Федоровна окружают ее заботой. Елизавета Федоровна очень привязывается к ним и проводит с ними много времени. Она учит русский язык, осваивает новые для нее быт и культуру.
По приезду в Россию воспитанная в протестантской вере Елизавета Федоровна все больше чувствует желание перейти в православие, что и происходит в 1891 году. Перед этим она написала своему отцу: «Я все время думала, читала и молилась Богу, просила указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Перейдя в православие, она сохранила имя Елизавета, но избрала другую небесную покровительницу – святую праведную Елизавету, мать Иоанна Крестителя.
В этом же 1891 году Великого князя Сергея Александровича назначают генерал-губернатором Москвы. У его супруги появляются новые обязанности: постоянные приемы, концерты, балы. Помимо этого Елизавета Федоровна много занимается благотворительностью. Во время русско-японской войны Великая княгиня отправляет на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения, на свои средства формирует несколько санитарных поездов.
Роль светской дамы была чужда для Великой княгини. Елизавета Федоровна неоднократно признавалась, что у нее с детства было большое желание помогать страдающим людям, оказывать им хотя бы немного милосердия и делиться даром христианской любви.
После трагической кончины Сергея Александровича в 1905 году (он погиб от бомбы, брошенной в него террористом Каляевым) Елизавета Федоровна решает оставить светскую жизнь, но при этом не хочет оставлять мир: монашеская жизнь с ее полным отречением от мирского княгиню не устраивала. Со временем, прожив несколько лет в тишине и уединении, Елизавета Федоровна принимается за устроение обители милосердия, которая открывается в 1909 году.
При открытии Марфо-Мариинской обители там было шесть сестер, но в течение года их число их увеличилось до тридцати и продолжало все время возрастать. Это были молодые женщины из разных слоев общества – от княгинь до крестьянок, которые, воодушевленные примером Великой княгини Елизаветы, решили посвятить свою жизнь Богу.
Обитель получила свое имя в честь святых жен Марфы и Марии, о которых мы читаем в Евангелии (Лк 10:38-42). Деятельная Марфа, заботившаяся об устроении трапезы, и Мария, сидевшая у ног Христа и внимающая Его словам, соединились в служении Великой княгини. Обитель была не типичным явлением для России начала XX века. Елизавета Федоровна понимала, что недостаточно лишь накормить голодных и предоставить медицинскую помощь больным, поэтому главным в деятельности сестер, населявших обитель, было оказание обездоленным людям духовной помощи. «Мы несем страждущим не только материальную помощь, но и свет Христов», – говорила Елизавета Федоровна. Она всегда стремилась смотреть на человека в целом, а не только на его болезнь или нужду. Еженедельно о. Митрофан Серебрянский, духовник обители, проводил с сестрами беседы о вере, о Священном Писании, чтобы они были готовы к разговору об этом со своими подопечными.
Смысл милосердного служения, как его понимала Елизавета Федоровна, передан во фреске «Путь ко Христу» кисти Михаила Нестерова, который по просьбе Великой княгини занимался росписью Покровского храма, построенного в обители.
«Затея была такова, – писал Нестеров, – среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее – детям, раненому воину и другим – приблизиться ко Христу».
* Вместе с Елизаветой Федоровной погибли: Великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший);князь Игорь Константинович;князь Владимир Павлович Палей;Федор Семенович Ремез, управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича;сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).