За последние сто лет смысл слова «сострадание» значительно упростился. На примере словаря Вебстера мы видим, что он, претерпев несколько изданий, освободил толкование слова от смысла «вступление в совместное страдание», и придал ему несколько другой оттенок – «сочувствие». Значительно проще внешне сострадать человеку, чем разделять это страдание.
Об этом говорили врачи, входящие в Братство милосердия, – Ирина Лепешкина, Сергей Мишугин, Ирина Богатова, – и собравшиеся на встречу члены Пребраженского братства. Хотя общей темой встречи была тема «Особенности ухода за умирающими и тяжелобольными», разговор коснулся многих вопросов христианского отношения к жизни и смерти, в том числе такого острого, как эвтаназия.
После краткой молитвы встречу начала Ирина Лепешкина. В своем выступлении Ирина рассказала, каково понимание и отношение к болезни, немощи, старости, смерти в Священном Писании и в свете современного научного подхода. Так, понимание болезни в Ветхом Завете связано с грехом. В этом смысле болезнь и страдания – его закономерное следствие, а здоровье -- наоборот, свидетельство полноты жизни и Божьего благоволения. Болезнь и страдания даются Богом для осознания человеком своей греховности. Хотя и в Ветхом Завете это не однозначно: часто, как в случае с Иовом, это испытание веры. Ветхий Завет не отвергает помощь врача, но прежде всего предполагает обращение к Богу, и, конечно, Ветхий Завет не допускает магии или колдовства.
В Новом Завете отношение к болезни и больному меняется. Очень часто больные, страждущие, немощные воспринимаются не как проклятые грешники, а как образ страдающего Христа. Страдание может быть искуплением или приобщением к страданиям Христа, а значит, через болезнь и страдания верующий человек может и должен возрастать духовно. Он должен продолжать личностное общение с Богом.
Личностность – основа ухода за всяким больным. Человек, в какой бы то ни было болезни – личность. И относиться к такому человеку надо как к личности, которая нуждается в заботе, внимании, уважении, общении. Мы часто забываем об этом, общаясь с людьми стареющими, не способными к самостоятельной жизни. Уход за телом не должен быть единственным видом ухода за таким человеком. Без сохранения психического здоровья физическая болезнь человека прогрессирует с удвоенной скоростью.
Встречу продолжил Сергей Мишугин, который привел данные об узаконивании эвтаназии в некоторых странах. По его словам, в отличие от Запада, где церковью живо обсуждаются как вопросы болезни, страдания, смерти, так биомедицинские этические проблемы, в России подобного опыта нет. Зачастую наши верующие просто не знают, как обращаться со смертельно больными людьми. На встрече прозвучали слова о. Георгия Чистякова из его размышлений об эвтаназии. Он говорил, что люди, которые занимают позицию за разрешение эвтаназии – добрые, мягкие, участливые, те, кто против, наоборот – резкие, жесткие и при этом не могут четко объяснить, почему нельзя разрешать эвтаназию, а верующие не могут духовно объяснить такую позицию.
Было сказано о том, что современный человек разучился терпеть, и это прежде всего связано с достижениями в медицине. Мы научились облегчать боль и продлевать жизнь. Но достижения в медицине становятся бессмысленными, если мы теряем способность к человеческой заботе о больном. Митрополит Антоний Сурожский, который много рассуждал о болезни и смерти, не раз призывал нас не отгораживать от себя больного тысячью пустых слов. Молчаливое участие, глубокое сочувствие гораздо ценнее для умирающего человека, чем пустое многословье.
Грехопадение, как говорил митрополит Антоний, нарушило правильную иерархию между телом, душой и духом человека, а смерть – это восстановление потерянной иерархии. Между тем на семинаре говорилось о том, что большинство неверующих желают смерти во сне или смерти очень быстрой. Но, умирая во сне или внезапно, человек лишается возможности покаяния перед смертью, о которой мы просим в молитвах покаянного канона – «только дай мне прежде кончины покаяние». Смерть – встреча с Богом на пороге нового мира. Покаяние, соборование, причастие -– ничего ценнее для смертельно больного человека на пороге смерти нет. Так что же такое «непостыдная кончина», о которой мы просим Бога в молитвах? Ирина Богатова высказала мысль о том, что нам невозможно судить жизнь и смерть, ведь Христос, праведный жизнью, умер самой позорной на тот момент смертью, а разбойник, грешный человек, спасся в последнюю минуту.
Как итог встречи прозвучали слова о том, что нам надо четко следить за качеством своей жизни, чтобы не превратиться в бездушных наблюдателей, точно так же должно быть и в отношении с больными. Сестры из Благовещенского братства вспомнили Аллу Даниловну Василевскую, которая находилась в своей болезни без движения, но могла сохранять в себе такое качество жизни, что духовно помогала здоровым людям. Не все больные, к сожалению, обладают способностями сохранять духовные силы в болезни, и им нужна наша помощь в этом, иначе больной, смертельно больной, может уйти от жизни еще при жизни.
Встреча закончилась молитвой и анонсом следующих встреч, которые будут посвящены основным требованиям к уходу за больными людьми. 14 ноября состоится встреча на тему личной гигиены больного человека, а 12 декабря – особенностям общения с душевнобольными.