Сегодня, в день памяти преподобного Силуана Афонского, я не мог не вспомнить о том, что в нашем Преображенском братстве есть малое братство, которое носит имя этого святого. И я хочу поздравить Силуановское братство, потому что они выбрали имя замечательного, удивительного святого. И я всегда очень радуюсь тому, что совершенно случайно, каким-то тайным промыслом Божьим получилось так, что моя пресвитерская хиротония в 1989 году совпала именно с памятью преподобного Силуана, это для меня очень значительно.
Я очень почитаю преподобного и считаю его великим человеком. Он один из самых интересных святых всего мирового христианства, и нашей церкви, безусловно, тоже. Он не просто преподобный, не просто святой монах, не просто афонит, святогорец – там святых довольно много, и иногда они не слишком касаются нашего сердца. Да, им принадлежат какие-то хорошие изречения – они часто читаются, скажем, на радио «Вера», – но далеко не всё из этого трогает сердце. Иногда это просто высказывания на уровне здравого смысла верующего человека, христианина.
А вот когда читаешь преподобного Силуана, ощущение совершенно другое. Он действительно закрыл эпоху, после него стало ясно, что столь великих и славных святых монашество уже вряд ли сможет дать. Как открывалась монашеская история великими именами в начале IV века, так она и закрывалась в XX веке великими именами. И самое великое среди них – имя преподобного Силуана, потому что он смог явить не только реальную силу действия Любви Христовой, благодати Святого Духа, но ещё и удивительное милосердие. В XX веке, как вы прекрасно знаете, милосердие лишним не было никогда. Насколько его не хватало многим и многим людям во многих странах среди многих народов, настолько и важен был духовный подвиг преподобного Силуана. И когда его читаешь, видно, что духовные Тайны ему открывает Сам Господь, что они ему открываются не просто от ума, не просто от какого-то схоластического знания, а именно по благодати Святого Духа. И даже его замечательный святой жизнеописатель архимандрит Софроний (Сахаров) – насколько он не воспринимает всего! Да, он ученик, святой, которого, я уверен, скоро канонизируют, и тем не менее, разница между ними очень значительная. Чтобы понять значимость фигуры преподобного Силуана, можно сравнить этих двух святых: оба святые, оба просвещённые отцы, но разница есть, и довольно существенная.
Поэтому я всегда радуюсь, когда люди читают преподобного Силуана. Мне даже одно время очень хотелось использовать его высказывания в богослужении. Помните, по церковному уставу на Вечерне и на Утрене во многих местах положено читать святых отцов: толкования Писания, какие-то катехизические беседы, изъяснения смысла праздников и так далее. Сейчас ничего этого, понятно, не читается, но по уставу-то положено. Старые синаксарии и прологи читать уже невозможно, не получается. Очень тяжёлый язык славянских переводов. И хотя есть переводы этих синаксариев на русский язык, но их тоже читать невозможно – так сильно изменилось наше восприятие и этих праздников, и Священного писания, и катехизического слова. Настолько сильно, что обращаться куда-то назад уже просто нельзя – всё, перевернута страница. А всё-таки что-то читать надо, не только Священное писание и его толкования – это всегда полезно, только надо толкования брать какие-то новые, – но и святых отцов надо брать новых! И вот если когда-то в храме вообще будет звучать живое слово святоотеческих писаний, то это должен быть, безусловно, преподобный Силуан. Не только он, но если сравнивать его, скажем, с преподобным Фёдором Студитом или кем-то ещё из тех, кого положено читать по Уставу, то, конечно, такие святые, как преподобный Силуан или Симеон Новый Богослов, должны иметь некое преимущество.
Так что я желаю всем вам, дорогие братья и сестры, если кто-то вдруг не читал или не дочитал книжку преподобного Силуана, – она единственная, собранная как раз отцом Софронием, – прочитайте, порадуйтесь, восхититесь, так чтобы никогда в вашем сердце не было никакой лености, расслабленности, уныния или чего-то подобного!
Аминь.