«Как нам кажется, мы нашли еще одну интересную форму общения с детьми на важные жизненные темы – киноклубы, – рассказывают организаторы Детского центра Свято-Екатерининского православного братства (Екатеринбург). – Традиционно мы выбираем какой-нибудь хороший фильм, который можно смотреть вместе взрослым и детям, смотрим и за чашкой чая обсуждаем увиденное, стараясь применить это к своей жизни, ставя вопросы перед собой и вместе отвечая на них».
В этот раз в клубе смотрели отечественный фильм «Маленькая принцесса», снятый по одноименной книге английской писательницы Френсис Бернетт в 1997 году. Фильм рассказывает о судьбе маленькой девочки, ученицы пансиона благородных девиц в Лондоне, поначалу очень богатой, «принцессы», как ее шутя называли сверстницы, а затем по воле судьбы оставшейся без семьи и средств к существованию, при этом сохранившей доброту и сердечность, умение любить и помогать друзьям. Фильм заканчивается хорошо. Девочку находит друг отца, и оказывается, что ее прежнее состояние вернулось, в несколько раз увеличившись. Главная мысль фильма – девочка смогла оставаться принцессой и в богатстве, и в нищете.
И если до просмотра фильма дети, отвечая на вопрос ведущего, какие мы можем назвать качества и главные отличия принцесс, говорили образами современных мультфильмов, что это серебристые платья, балы, дворцы, принцы на белых конях, спасающие принцесс из заточения в башне, маленькие пони и т.д., то после просмотра к качествам настоящей принцессы добавились доброта, сердечность, умение прощать, не грубить, не обзываться, не драться, помогать другим, верить Богу, защищать того, кто младше, делиться.
Однако в жизни хеппи-энды случаются далеко не часто, даже с принцессами.
Поэтому просмотр фильма стал поводом поговорить о судьбе еще одной принцессы, «православной принцессы», как называли ее в России, –великомученицы княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Вместе с детьми мы смотрели фотографии этой удивительной женщины, слушали историю ее жизни.
Реальная жизнь принцессы по крови, Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадтской, второй дочери великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории, была весьма далека от распространенных представлений о том, как живут принцессы. Воспитанная в строгих английских традициях, девочка с детства была приучена к труду, она вместе с сестрой выполняла всю домашнюю работу, одежда и питание их были довольно простыми. Дети много учились – литература, музыка, танцы, иностранные языки и т.д. С самого раннего детства девочки занимались благотворительностью: вместе с мамой посещали госпитали, приюты, дома для инвалидов, стараясь по мере сил если не облегчить, так хоть как-то скрасить пребывание в них страждущих.
Став женой русского князя, Елизавета Федоровна продолжала свою благотворительную жизнь: организовала Елисаветинское благотворительное общество, стала председательницей Московского управления Красного Креста, посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей. Везде, где появлялась, старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных. Во время войн – Русско-Японской и Первой мировой – великая княгиня помогала раненым и инвалидам, а также их женам, детям и вдовам.
По-христиански смогла она простить и Ивана Каляева, убийцу своего супруга, придя с прощением и призывом к покаянию к нему в камеру.
После гибели мужа, она продала все свои драгоценности (эта часть судьбы «православной принцессы» как-то особо удивила и тронула детей, перед их глазами как наяву пронеслись все их куклы, машинки, лего и так далее, с которыми им пришлось бы добровольно расстаться, будь они на месте княгини), и на вырученные деньги купила усадьбу, где основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
В 1918 г. после событий революции Елизавета Федоровна приняла мученическую кончину в шахте неподалеку от г. Алапаевска, куда ее вместе с другими представителями дома Романовых и их близкими сбросили большевики.
После счастливого конца фильма о таком трудном конце жизни великомученицы Елизаветы говорить с детьми было не просто. Но когда стали думать о плодах ее жизни, о том, скольким людям она помогла, скольких накормила и спасла, скольких простила и примирила, стало как-то радостнее и веселее на душе.
Перед взрослыми участниками кинопросмотра тоже встал непростой вопрос – как воспитывать своих детей людьми благородными, честными, милосердными, внимательными к тем, кому внимание и помощь нужны, как уберечь их от эгоизма, индивидуализма, самости и «ячества», которыми живет и дышит современное общество. Не начать ли с того, чтобы воспитать это в себе?