Крещение совершается над человеком один раз в жизни и является сущностным событием его религиозного рождения и становления. В отличии от физического рождения, качество духовного рождения человека зависит от него самого. Мера серьезности участия в собственном Крещении, может стать мерой, определяющей духовное будущее. От того, что вынесет человек из крещальной купели, зависит то, с чем он войдет в небесные двери. Но прежде, чем принять дары, преподаваемые Богом в Крещении, нужно эти дары увидеть и опознать. Крещаемый должен сделаться полноценным участником собственного Крещения. В этом и состоит задача подготовки к Таинству.
В период, предшествующий значимым церковным праздникам, священнослужители г.Красноярска проводят подготовительные (огласительные) беседы, способствующие осознанному и осмысленному принятию Крещения. Цель таких бесед – в предоставлении возможности знакомства с православной верой всем тем, кто всерьез воспринимает предстоящее духовное рождение и религиозное становление. Огласительные беседы призваны помочь человеку, ощутившему в себе открытость к религиозной жизни, не только получить знания о христианстве, но и перенять опыт церковной веры и мысли, а также адресовать имеющиеся вопросы священнослужителю. Беседы предполагают диалогичный формат и непосредственное живое общение.
Содержательно подготовительные беседы строятся вокруг осмысления совершенного Иисусом Христом спасения людей. В связи с этим тематически беседы разделены на два цикла – «Вера Бога в человека» и «Вера человека в Бога». В первой части бесед раскрывается христианское понимание Бога в контексте Его промышления о человеке и принесенного Иисусом Христом спасения. Вторая часть бесед посвящена тому, как человек воспринимает обращенные к нему действия Бога, каким образом он усваивает дары спасения и открывает себя для богообщения. Особое место занимает беседа о Таинстве Крещения, в ходе которой оглашаемые узнают, что сама Церковь вкладывает в понятие Крещения, каковы действительные условия его принятия и мера ответственности, возлагаемая на крещаемого.
За весь подготовительный период в храме за богослужением читаются особые молитвы и прошения с поименным перечислением всех, проходящих оглашение. В молитвах испрашивается полнота предстоящего духовного рождения и благодатного обновления.
Обязательным этапом подготовки является предкрещальная исповедь. Человек, получающий в Таинстве Крещения прощение и оставление грехов, должен осознать от чего именно он избавляется от Богом и омывается крещальной водой. Исповедь является свидетельством проделанной над собой духовной работы, открывающей возможность Крещения.
Само Таинство Крещения совершается полным погружением. Для это цели в правобережном храме Рождества Христова г.Красноярска имеется специально оборудованная купель. Согласно древнехристианскому обычаю, а также для удобства погружения в купель, крещаемые для участия в Таинстве одеваются в белые крещальные рубашки. Торжественное Крещение прошедших оглашение совершает Управляющий Красноярской епархией митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Завершается Крещение поздравительным словом митрополита Пантелеимона и вручением новопросвещенным крещальных свидетельств.
Таинство Крещения и беседы, его предваряющие, проводятся бесплатно.
Справка: Традиция подготовки крещаемых (катехизации) известна с раннехристианской эпохи. С той поры в богослужении Литургии сохранилась целая часть службы, посвященная молитвам об оглашаемых. Само Таинство Крещения совершалось не в индивидуальном порядке, а в качестве общецерковного события: Крещение проходило по большим церковным праздникам, зачастую прямо за Литургией. А периоды постов, предшествующих большим христианским праздникам, изначально были временем знакомства оглашаемых с христианской верой. Подготовка к Крещению утратила актуальность в период повсеместного распространения христианства, когда большинство принимало Крещение в младенческом возрасте и затем научалось вере в семейном христианском окружении. Сегодня, когда люди подходят к крещальной купели в сознательном возрасте, нужда в катехизации обрела прежнюю значимость. Ведь по-прежнему актуальным остается вопрошание ап.Павла: «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим.10:14).
Информационный блог Красноярской епархии