Ярославская Центральная городская библиотека им. М.Ю. Лермонтова гостеприимно распахнула двери для гостей и друзей: члены Боголюбского малого православного братства (Преображенское содружество малых православных братств) провели в библиотеке встречу «Победа над судьбой: Николай Гумилев, Анна Ахматова, мать Мария», собравшую полсотни человек. Эта встреча стала продолжением сотрудничества, начавшегося с вечера, посвященного памяти матери Марии (Скобцовой) и прошедшего в декабре прошлого года.
Тема вечера не оставила равнодушным ни одного из присутствующих. Сообщения Лидии Крошкиной, преподавателя Свято-Филаретовского православного христианского института, и Людмилы Кашулиной, заслуженного учителя русского языка и литературы, вызвали неподдельный интерес и побудили собравшихся к размышлению над проблемами.
Встреча началась с размышления о духовном значении поэтического слова, утрата которого, по слову Анны Ахматовой, для народа равна катастрофе. Серебряный век, с одной стороны, - яркая, творческая, плодотворная эпоха, с другой – время смутное, двуликое, неоднозначность которого переживали все его деятели. «Сумерки ночи» - назвал этот период Николай Бердяев в соотношении с «днем» - веком девятнадцатым, веком материализма и безверия. Встреча была посвящена трем поэтам, судьбы которых столь различны и одновременно близки. Все они начинали свой путь в Петербурге рубежа веков, входили в русскую поэтическую элиту, мыслили себя вершиной русской культуры. Каждому пришлось пережить трагедию России как личную Голгофу, спуститься на самое дно жизни, оказаться в прямом или косвенном изгнании. Все они обладали не только великим даром поэтического слова, воскрешающего и преображающего, но и даром жизни, над которой не властно насилие, судьба и смерть.
Интересно прозвучало сопоставление судеб двух поэтов - Анны Ахматовой и матери Марии (Скобцовой), которые кажутся такими разными в ранней молодости и такими близкими в финале жизни через деятельное сострадание ближним, которое обе переживают по образу Богородицы и выражают в своей поэзии.
Мать Мария устраивала встречи-собрания в своих общежитиях, которые становились духовно-просветительскими центрами, нечто подобное происходило и на так называемых «ахматовках», о которых замечательно свидетельствовал Иосиф Бродский: «На всех нас, как некий душевный загар... лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной внутренней щедрости, от нее исходивших. Мы шли к ней, потому что она наши души приводила в движение...». Это свидетельство удивительно напоминает рассказы о матери Марии, которая одним взглядом утверждала человека в том, что «ты есть», которая была способна одним разговором вернуть к жажде жизни.
Большой интерес вызвал художественный анализ наиболее известных портретов (Альтмана, Петрова-Водкина, Модильяни) и фотографий Анны Ахматовой разных лет, который предложила художник-педагог Наталья Балалаева. Она показала динамику образа и в тоже время сохраняющееся, неизменное начало – наличие тайны, стойкости и достоинства. В молодой Ахматовой – окрылённость, загадочность, нераскрытость. С возрастом становится видна спокойная мудрость.
Сообщения слушались «на одном дыхании» и вызвали живые отклики, полные благодарности авторам и содержащие личное отношение к теме.
В обсуждении принял участие Дмитрий Сагдединов, режиссер, руководитель театра-студии «Атмосфера», назвавший происходившее уникальным событием. Он пригласил всех участников на спектакль «Несостоявшийся» (по пьесе А. Молчанова «Убийца»), который состоялся вечером следующего дня.
Постановщик и артисты спектакля ждали реакции зрителей, зная, что приехали верующие, церковные, живущие общинно-братской жизнью люди. Их ожидание сопровождалось некоторой робостью, связанной с тем, что главный герой пьесы – Дюша – неуклюжий парень-неудачник, несостоявшийся убийца, влюбляющийся в несостоявшуюся блудницу – в течение всего действия ведет непростой разговор с Богом, временами напоминающий дерзкий вызов. Несмотря на шокирующий язык действующих лиц и «чернуху» их жизни, режиссеру удалось поставить спектакль удивительно целомудренно, нежно и глубоко. Все это позволило собравшимся встретиться не только со спектаклем и друг с другом, но и с вопросами жизни и смерти, чести и бесчестия, грубости и любви, прагматизма и творчества, на которые, оказалось возможным взглянуть с точки зрения христианства. Все участники встречи расстались с горячим желанием продолжить разговор, вызвавший у ярославцев немало вопросов. Тверичи, в свою очередь, пригласили театр «Атмосфера» в гости с постановкой, способной заинтересовать и христианскую молодежь.