6 июня 2014 года по инициативе Свято-Стефановского братства в помещении гимназии искусств г. Вельска состоялся круглый стол на тему «Патриотизм. Патриотическое воспитание». Ведущим круглого стола стал член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент, директор филиала Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ) в Твери, заместитель председателя геральдической комиссии при губернаторе Тверской области, почётный работник науки и образования Владимир Лавренов, а участниками – жители города, посчитавшие предложенную тему достойной внимания.
По мнению ведущего, в основу патриотического воспитания может быть положено лишь то, что объединяет людей. С этой точки зрения патриотическое воспитание не идеологично, поскольку идеология – это то, что разделяет. В советский период нашей истории патриотические чувства в основном воспитывались на примерах героизма людей, явленного в годы Великой Отечественной войны.
А на чем можно воспитывать патриотические чувства в наше время? Это может быть память и культура. Память о родителях, бабушках, дедушках, друзьях, учителях, которые в свое время оказали влияние на формирование личности человека. В этом смысле память и культура – это и есть то, что объединяет людей.
Во время обсуждения участники круглого стола говорили о том, что патриотическое воспитание начинается в семье, но по мере взросления ребенка неизбежно становится заботой и педагогов, а для этого важны квалификация и личные качества работников в области образования. Кроме того, воспитание в традициях православной веры является основой формирования в человеке патриотического отношения к Родине.
Владимир Лавренов рассказал, что с января 2013 года вступили в силу дополнения в Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которым 1 августа признано Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг. В этом году столетие начала войны, и на центральной улице г. Твери предполагается разместить портреты Георгиевских кавалеров, что, по мнению Владимира Лавренова, является «серьезным камнем в закладку» общего единства и преодоления разделения.
Но если историческая память – одно из условий единения людей, на котором может строиться патриотическое воспитание, то неизбежен вопрос: какой традиции и какой страны мы являемся наследниками? Если мы наследники тысячелетней традиции, то что это значит? Возвращение к тысячелетней традиции – в первую очередь возвращение к вере, которую исповедовали наши отцы, деды, прадеды. Поэтому перед ними, к слову сказать, не стояла проблема патриотического воспитания. Для них вера была важной частью собственного мироощущения, понимания того, что ты имеешь отношение не только к прожитым годам, но и к Вечности.
На вопрос к ведущему одного из участников круглого стола: «А что для Вас Родина?» - Владимир Ильич ответил, что Родина – это семья, в первую очередь это место, где ты родился, живешь, получил образование. Понятие «патриотизм» связано с простым забытым чувством – благодарностью. Благодарность к матери, отцу, учителю, Церкви, в которой тебя крестили, чиновнику, который помог когда-то делом или деньгами. Именно чувство благодарности рождает патриотизм.