«Говоря о традициях празднования Пасхи в разные времена и в разных странах и семьях, нельзя не сказать, что у нас тоже есть своя традиция этого праздника, – отметила ведущая встречи Анастасия Борчевская, культуролог, член Свято-Екатерининского малого православного братства. – Почти уже 10 лет наше братство ежегодно устраивает этот праздник для своих друзей и родных. Потому что невозможно не делиться этой радостью о Христе Воскресшем нам, людям верующим, со всеми дорогими и любимыми нам людьми. Остались верны своей традиции мы и в этом году».
Гости, пришедшие на праздник в этом году, узнали о том, как Пасху встречали и отмечали в разных странах – в дореволюционной России (а для нас, современных россиян, это теперь уже тоже другая страна, в чем-то даже малоизвестная), в Португалии и в Китае.
Те, кто готовил сообщения, показали гостям иконы, открытки, картины и видеосюжеты, рассказали о традициях праздника.
Так, мы узнали, что в дореволюционной России Пасха всегда была праздником долгожданным, радостным и соборным. Все шли на службу в храмы, после чего народ выходил на улицу христосоваться – люди богатые и бедные, городовые и служащие, все давали друг другу целование. Для христосования заранее готовили яйца. Были и известные нам сегодня традиции – красить на Пасху яйца, печь куличи, делать творожные пасхи – и ушедшие и забытые – пасхальные качели, когда собиралась вся деревня, и по 10-15 человек качались на огромных, специально выстроенных к этому дню качелях; «покатушки» яиц – у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Катали их по земле, чтобы она «была плодородной в этом году».
Удивили гостей пасхальные открытки начала XX века, когда возглас «Христос воскрес!» вполне уживался в умах людей с призывом к свободной России, к победе в войне и т.д.
Португалия поразила нас своей «покаянной фиолетовой тропой». К Пасхе португальцы готовятся особенно тщательно в Страстную неделю, в стране даже объявляются официальные государственные выходные на неделю. Люди прибирают свои дома, моют улицы городков, тщательно готовятся они и внутренне. Есть в этой стране традиция, связывающая встречу Христа Воскресшего с личным покаянием, сложившаяся в XV веке и хранимая и соблюдающаяся до сих пор. Раньше люди прилюдно каялись перед всей деревней или городом (города там небольшие). Сейчас традиции прилюдного покаяния уже нет, но сам покаянный настрой сохраняется. Он выражается в обязательном атрибуте Пасхи – шествии «По дороге Христа». Действие начинается на главной площади, у церкви, со звона колоколов. Под этот звон на черный помост поднимаются 6 мужчин в черных плащах, босиком. На своих плечах они несут статую Христа, украшенную цветами. Христос несет тяжелый крест.
Так, по всему городу движется это шествие, собирая людей. Дорога устлана по всему городу фиолетовой тканью (прим. – фиолетовый цвет традиционно во многих народах связан с образом покаяния). По той фиолетовой тропе покаяния обязательно должны пройти все жители города и по всему городу – так они готовятся к празднику Воскресения.
В Китае Пасха – не самый популярный праздник. Но все же, в этой стране есть места, где пасхальные традиции свято соблюдаются уже многие столетия. Так, например, торжественное богослужение происходит в Пекине. Интересно, что при входе в храм гражданам Китая нужно предъявлять паспорта: заранее составляются списки тех, кто может присутствовать на пасхальной службе.
Вместо пасхальной трапезы в Китае принято устраивать чаепитие со сдобной освященной выпечкой, на котором присутствуют прихожане церкви. Также в пасхальное воскресенье устраиваются самодеятельные театрализованные представления, концерты дома и на приходах. Особым национальным колоритом Пасхи можно считать освящение нового чая на Вербное Воскресенье. А на саму Пасху в храмах вывешиваются иероглифические свитки с вертикальными каллиграфическими надписями у Царских врат – «基督复活了» («Христос воскрес!»).
Познакомившись с разными традициями, гости стали общаться за столиками, обсуждая увиденное и услышанное. Делились семейными традициями Пасхи. Искали ответы на вопросы: в чем радость и надежда людей, которые празднуют Пасху и о традициях которых мы слышали? В чем может быть радость и надежда для нас? Какие из традиций празднования и переживаний событий Пасхи нам близки? Какие из них хотелось бы перенять?
Многим понравилась идея португальцев об особом «очищающем» пути к Пасхе, когда люди готовятся и внешне – щедро используя в убранстве домов, улиц и храмов фиолетовый цвет, символизирующий покаяние, и внутренне – в покаянии сердца. Говорили о том, что в смысл праздника нужно обязательно входить лично, что он не должен выражаться лишь во внешних атрибутах – крашеных яйцах, куличах и т.д. Высказывались и предположения по поводу светской символики яиц, многим легче было «зайти» именно с этой стороны в осмысление праздника. И нужно уметь передавать этот смысл детям.
Как бы то ни было, не зависимо от того, что каждый из нас знает и понимает о жизни Христа, Его смерти и Воскресении, этот день был наполнен радостью. Каждый что-то узнал, чем-то поделился, чем-то кому-то помог.
Теперь важно эту радость о Весне Жизни нести дальше, делясь ею с нашими близкими, чтобы по всей земле прозвучала радостная весть о том, что Христос воскрес!
Елена Каштанова, Свято-Екатерининское малое православное братство