Память о милосердии нельзя уничтожить

08 апреля 2013
В праздник Благовещения в Никольском кафедральном соборе г. Камышина состоялась встреча, посвященная жизни и подвигу прмц. Елизаветы Федоровны

Цикл ежемесячных встреч памяти новомучеников подготовили прихожане собора – члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское содружество малых православных братств). Члены братства считают жизненно важным, чтобы память о новомучениках и исповедниках веры была живой и действенной в церкви, поэтому уделяют особое внимание изучению их наследия.

Во время встречи братчики рассказали прихожанам и гостям о жизни и подвиге великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Особый интерес и удивление собравшихся вызвала информация о детстве и юности великой княгини, ведь жизнь принцесс мы обычно  представляем себе совсем по-другому. Как выяснилось, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла – одна из семерых детей английской принцессы Алисы (дочери королевы Виктории) и немецкого великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. При дворе герцога было принято воспитывать детей в строгости. С детства ей и ее сестрам внушали: «Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей». Каждый член семьи, какого бы возраста он ни был, имел многочисленные обязанности перед родными и обществом. Принцессы сами убирали свою комнату, топили в ней камин, даже ставили заплатки на собственную одежду. По субботам принцесса Алиса водила детей в больницы и приюты, воспитывая в них сострадание, а когда Пруссия и Австрия вступили в войну – распорядилась отдать под госпиталь свой дом. С детства Элла видела, как ее мать лично занимается судьбами обездоленных, больных людей.

Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Венгерской (Тюрингской), в честь которой была названа Элла. Эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, тоже прославилась благотворительностью. Все свободное время она помогала нуждающимся, раздавала свое имущество, вызывая этим насмешки придворных, и кроме того, взяла на себя особое попечение о прокаженных. После гибели мужа, ландграфа Людвига Тюрингского, в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская посвятила всю свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных. Пример этой католической святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну, хотя, конечно, она не могла знать в юности, что во многом повторит ее судьбу.

Вскоре после гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, убитого террористом, на деньги, вырученные от продажи своих драгоценностей, она купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в строгом смысле слова, сестры обители занимались просветительской и медицинской работой. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения чина диаконис – служительниц церкви первых веков, которые поставлялись через рукоположение, участвовали в богослужениях, занимались катехизацией женщин и помогали при их крещении, служили больным и нищим. Она получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сестрам обители, однако окончательное решение так и не было принято.

Интересно, что при создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из нее и создать семью. Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными – на год, на три года, на шесть лет и только затем - на всю жизнь. Сестры также по желанию могли быть пострижены в мантию, минуя иночество. Они получали в обители серьёзную психологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, просветительские и катехизические беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; в 2000 г. канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

По замыслу Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся. Очень часто им не просто давали еду и одежду, но и помогали найти работу, устраивали в больницы. Детям в приюте давали образование, хороший уход и профессию. В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского православного палестинского общества, Русского географического общества, духовные чтения и другие просветительские встречи.

Слова Елизаветы Федоровны никогда не расходились с делом: поселившись в обители, она вела подвижническую жизнь – ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтырь над умершими, а днём трудилась вместе со своими сёстрами в обители или  обходила беднейшие кварталы Москвы в поиске нуждающихся в помощи. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями московских трущоб. Её любовь к ним была искренней, забота – разумной, а помощь – адресной.

Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, хотя имела такую возможность. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, затем – в Алапаевск. В ссылке она не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна вместе с другими членами дома Романовых была казнена большевиками: они были сброшены в заброшенную шахту в 18 км от Алапаевска.

Встреча завершилась просмотром фильма «Библейский сюжет. Христос у Марфы и Марии», основанный на воспоминаниях художника Михаила Нестерова, по просьбе Елизаветы Федоровны расписавшего Покровский собор Марфо-Мариинской обители. На фресках собора художник изобразил сестер милосердия обители, приводящих людей ко Христу.

На встрече братчики прочитали письма Елизаветы Федоровны отцу и семье о ее переходе из протестантизма в православие (что во многом определило её дальнейшую жизнь и судьбу), а также письмо сестрам Марфо-Мариинской обители, написанное Елизаветой Федоровной из ссылки. Отрывок из этого письма, наполненный любовью, верой и заботой о сестрах во Христе, мы предлагаем вашему вниманию (см ниже).

Следующая встреча из цикла о новомучениках и исповедниках Российских состоится после Пасхи, и будет посвящена памяти духовника Марфо-Мариинской обители преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

 

Из письма прмч. Елисаветы сестрам Марфо-Мариинской обители

 

«Господи благослови,

Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово. В 6 часов проехала Троице- Сергееву, вечером Ростов…

Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, святитель Дмитрий и св. Евфросиния Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег. Не могу забыть вчерашний день, все дорогие, милые лица. Господи, какое страдание в них, о, как сердце болело. Каждую минуту вы становились мне все дороже. Как я оставлю вас, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните, мои родные, все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна душа: все для Бога, – и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все».

Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех вас найти вместе. Читайте вместе, кроме Евангелия, и послания апостолов. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите Патриарха Тихона взять «цыпляточек» под свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате. Мою келью – для исповеди, и большая – для приема. Если нигде не будет опоздания, тогда прибудем только на пятый день. Екатерина вернется поскорее к вам, все расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-хранители. Мало спали, потому что думы, думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать преподобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться. Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника. «Господи, верую, помоги моему неверию». Промысл Божий неисповедим.

Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет пред Богом, как милосердие друг ко другу и ко мне. Не могу выразить, как я до глубины души тронута, обрадована вашими письмами. Вы мне написали, что все без исключения будете стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила. О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни.

Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: «Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит; «Сын мой, отдай сердце твое Мне и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т. е. самого себя». Теперь мы все переживаем одно и то же, и невольно только у Него находим утешение нести наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял». Как угодно было Господу, так и сделалось.

Да будет имя Господне благословенно вовеки...».

Великая княгиня Елизавета Федоровна
Великая княгиня Елизавета Федоровна
М. Нестеров. Путь ко Христу (фрагмент)
М. Нестеров. Путь ко Христу (фрагмент)
Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще