Открыть для себя человека

30 марта 2015
18 февраля в Центральной городской библиотеке им. В.В. Королева состоялась лекция о епископе Коломенском и Бронницком Феодосии (Ганицком) в рамках презентации передвижной выставки «Не стертые в памяти» – о коломенских новомучениках 20-30-х гг. XX века

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?..
1922 г. О. Мандельштам

18 февраля в Центральной городской библиотеке им. В.В. Королева состоялась лекция о епископе Коломенском и Бронницком Феодосии (Ганицком) в рамках презентации передвижной выставки «Не стертые в памяти» – о коломенских новомучениках 20-30-х гг. XX века

Обычно выставки готовятся от года и больше: изучаются источники и исследовательская литература, собираются экспонаты, затем материалы систематизируются, группируются по темам, делаются научные выводы и только затем готовится научно-художественный проект, который облекает научную мысль в художественную форму. С этой выставкой все произошло ровно наоборот: члены Преображенского братства в Коломне готовили вечер, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий, изучали жития и биографии, и так возникла выставка. Мы хотели понять и представить реальную историческую картину церковной жизни Коломны 1920-х‑30-х гг. Так презентации нашей выставки приобрели тематический характер, мы открыли для себя много нового, о чем жития умалчивают. К примеру, мы поняли, что четыре новомученика были из одного села, и решили пойти в это село и рассказать его жителям, какие замечательные люди жили и трудились на их земле. Так прошел вечер в бывшем селе Протопопово (ныне – поселок им. Кирова).

В библиотеке им. В.В. Королева мы нашли развернутый материал о епископе Коломенском и Бронницком Феодосии (Ганицком), который помог нам понять, что владыка Феодосий обладал большим жизненным опытом и христианской мудростью.

Епископ Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий) родился 30 июля 1860 года в семье священника Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии Иван Фёдорович был назначен в 1882 году преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии.

17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома он был пострижен в монашество. 19 апреля 1899 г. монах Феодосий был рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха с назначением настоятелем церкви при Таврическом Епархиальном свечном заводе; 5 мая переведен в экономы Архиерейского дома. 7 ноября 1900 г. иеромонах Феодосий временно был назначен благочинным всех монастырей Таврической епархии. 17 декабря возведен в сан игумена, а 28 декабря – переведен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Русско-Японской войны, 10 апреля 1904 г., он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви. 10 ноября 1905 г. возвратился в Москву, где был награжден многими церковными и государственными наградами за усердие и труды, понесенные во время военных действий.

В 1909 г. игумен Феодосий стал настоятелем московского Златоустовского монастыря. В этой должности он пробыл вплоть до 1920 г., когда по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Тогда Святейший Патриарх Тихон возложил на отца Феодосия новое послушание – служение Церкви в епископском сане. 18 мая 1920 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. С этого времени и по 1929 год он служил в Успенском соборе Коломны и жил в доме соборного протоиерея Василия Пробатова (этот дом на улице Кремлевской сохранился).

Таким образом, в 1920 г. он взял на себя ответственность за разоренную коломенскую паству и был ее ревностным пастырем до самой своей кончины. Он смог сплотить верующих коломенцев в единое целое, всегда проповедовал за литургией, что многие тогда делать боялись. Объезжал все храмы Коломны и сам служил в них на престольные праздники. Владыку знали в лицо, он был доступен и его дом был открыт для людей. Он помогал им верой, молитвой, советом, поддерживал материально. Творчески относился к созиданию монашеской жизни и близок был к таким архиереям, как еп. Серафим (Звездинский) и Арсений (Жадановский). Последнего владыка Феодосий считал своим духовным наставником.

Такая активность владыки вызывала раздражение советской власти. Коломенским ОГПУ была привлечена целая сеть осведомителей, в задачу которых входила тщательная слежка за владыкой. Первый раз епископ был арестован в 1921 году, но верующие отстояли своего епископа – собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии об освобождении владыки Феодосия, и властям пришлось отступить. Но аресты на этом не прекратились. Владыку арестовывали еще несколько раз: в 1922 г., заключив в Бутырскую тюрьму в Москве, где он пробыл до освобождения в 1924 г. и в 1929 г., когда некоторые клирики, перешедшие в обновленческий раскол, оклеветали архиерея.

25 сентября 1929 года владыка был уволен на покой, а через месяц, арестован и заключен в коломенскую тюрьму. 3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила епископа Феодосия к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 года его освободили, разрешив свободное проживание. Епископ Феодосий, которому тогда было уже семьдесят три года, возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района (сейчас город Луховицы), неподалеку от храма Казанской иконы Божией Матери.

За полгода до смерти, в ноябре 1936 г. епископ Феодосий принял схиму с именем Феодосий в честь свт. Феодосия Черниговского. Постриг совершился тайно в церкви в семи километрах от железнодорожной станции Люберцы.

Умер еп. Феодосий 3 мая 1937 г., в день Пасхи. Последними его словами были: «Благословение Коломне, благословение сушковцам, благословение моим духовным детям, благословение всем, кто меня знал…».

Мы узнали о владыке Феодосии больше, чем знали раньше, он стал для нас близким. Стало ясно, что кровь новомучеников, прославленных, но еще не узнанных и известных только Богу, «склеила двух столетий позвонки». А кто «слышит время», тот может и должен изливать любовь на раны и смертельные ушибы трагического века...

 Наталья Мазурова
загрузить еще