От искусства прошлого века к реалиям века настоящего

30 марта 2017
В прошедшие выходные в Екатеринбурге говорили c детьми об искусстве XIX-XX веков

Поводом к встрече стал приезд в город с несколькими лекциями по искусству Александра Архангельского, экскурсовода по московским музеям, аспиранта Московского государственного института культурологии, бакалавра теологии.

Встречу организовали родители Детского центра духовного развития и художественной школы им. Андрея Рублева (Екатеринбург). Гости, дети и взрослые, прикоснулись к творчеству Михаила Врубеля и других известных художников XX века – Васнецова, Айвазовского, Репина, Перова и еще нескольких известных русских мастеров.

Встреча с личностью художника важна не только для лучшего понимания его творчества, но и для узнавания эпохи, когда художник жил и творил. Что он хотел сказать, рассказать, чем поделиться, какие острые проблемы времени ставил, к чему привлекал внимание и призывал?

Для проникновения в глубины искусства (как впрочем, и иконографии, и литературы) нужно особое усилие. Особенно трудно делать это ребенку, хотя, дети в этом смысле свободнее взрослых. На пути к этому пониманию важен помощник, проводник. Таким спутником на пути к русскому искусству XX век стал для нас, детей и взрослых, Александр Архангельский. «Задача таких встреч не только и не столько искусствоведческая, – говорит он, – я всегда сначала спрашиваю, что видят люди? Современному человеку (если он не имеет специального художественного или искусствоведческого образования) трудно «читать» картины, понимать образы и смыслы. Обычно он ограничивается какой-то фантазией, а художник хотел сказать что-то очень конкретное!». С другой стороны, и это тоже известно, любое серьезное произведение всегда бывает выше и шире того, что о нем задумывал автор.

Небольшой пример: мы увидели образ барина и крестьянина, «большого» и «маленького» человека в картинах «Рыболов» и «Охотники на привале» Василия Перова, когда пристальное внимание героя сюжета приковано к вещам второстепенным (клюет поплавок, вспомнились охотничьи байки), а того, кто перед ним здесь и сейчас – конкретного человека, которому он в силах помочь – он не видит. Вспомнили примеры других русских помещиков, в частности, дворянина Н.Н. Неплюева из Черниговской губернии, которому наоборот удалось свое внимание направить именно на человека.

Рыболов. Василий Перов, 1871.
Рыболов. Василий Перов, 1871.
Охотники на привале. Василий Перов, 1871.
Охотники на привале. Василий Перов, 1871.

Говорили о задачах времени. О том главном и важном, что сейчас открывает XXI век, что нельзя упустить.

Было странно, что на вопрос Александра Архангельского о том, что мы можем рассказать нашим потомкам о времени, в котором сейчас живем, гости, дети (а вопрос был в первую очередь обращен к ним) и взрослые, толком не смогли ничего ответить. Оказалось, не просто выразить словами понимание того, что именно сейчас происходит вокруг важного, о чем необходимо думать и рассказывать потомкам. А художникам это удавалось, и для нас это – пример.

Дети по-разному реагировали на увиденное. К примеру, их воображение тронула картина «Тройка» Василия Перова. На вопрос ведущего, что можно сказать об этих ребятах, звучали разные ответы: «Они бедные; наверное, помогают родителям; им холодно и тяжело; хорошо, что у детей есть собачка» и т.д. Особенно детей удивил тот факт, что картину художник писал с реальных детей, и тот мальчик, что изображен посередине, вскоре умер от тяжелой болезни. А художник Перов подарил его матери все наброски…

Тройка. Василий Перов, 1866.
Тройка. Василий Перов, 1866.

Не обошли мы внимание и Михаила Врубеля. В его букете «Сирени» нам удалось найти три образа, как показалось, одного и того же человека. Александр рассказал о том, что Врубель ставил определенную задачу, работая над этой картиной – показать разные состояния человека. Здесь мы можем увидеть и мечту, и воспоминание, и реальность, и перспективу…

Сирень. Михаил Врубель, 1900.
Сирень. Михаил Врубель, 1900.

Конечно, современным городским детям сложно понять и оценить тяжесть положения детей-крестьян того времени. Но задуматься о том, что они имеют сейчас и как этим распоряжаются, оказалось им вполне по силам. Эта задача осталась для нас «домашним заданием» к следующей встрече.

Елена Каштанова


Фото Ирины Мельниковой


Свято-Екатерининское малое православное братство
Александр Архангельский
Александр Архангельский
загрузить еще