Поводом к встрече стал приезд в город с несколькими лекциями по искусству Александра Архангельского, экскурсовода по московским музеям, аспиранта Московского государственного института культурологии, бакалавра теологии.
Встречу организовали родители Детского центра духовного развития и художественной школы им. Андрея Рублева (Екатеринбург). Гости, дети и взрослые, прикоснулись к творчеству Михаила Врубеля и других известных художников XX века – Васнецова, Айвазовского, Репина, Перова и еще нескольких известных русских мастеров.
Встреча с личностью художника важна не только для лучшего понимания его творчества, но и для узнавания эпохи, когда художник жил и творил. Что он хотел сказать, рассказать, чем поделиться, какие острые проблемы времени ставил, к чему привлекал внимание и призывал?
Для проникновения в глубины искусства (как впрочем, и иконографии, и литературы) нужно особое усилие. Особенно трудно делать это ребенку, хотя, дети в этом смысле свободнее взрослых. На пути к этому пониманию важен помощник, проводник. Таким спутником на пути к русскому искусству XX век стал для нас, детей и взрослых, Александр Архангельский. «Задача таких встреч не только и не столько искусствоведческая, – говорит он, – я всегда сначала спрашиваю, что видят люди? Современному человеку (если он не имеет специального художественного или искусствоведческого образования) трудно «читать» картины, понимать образы и смыслы. Обычно он ограничивается какой-то фантазией, а художник хотел сказать что-то очень конкретное!». С другой стороны, и это тоже известно, любое серьезное произведение всегда бывает выше и шире того, что о нем задумывал автор.
Небольшой пример: мы увидели образ барина и крестьянина, «большого» и «маленького» человека в картинах «Рыболов» и «Охотники на привале» Василия Перова, когда пристальное внимание героя сюжета приковано к вещам второстепенным (клюет поплавок, вспомнились охотничьи байки), а того, кто перед ним здесь и сейчас – конкретного человека, которому он в силах помочь – он не видит. Вспомнили примеры других русских помещиков, в частности, дворянина Н.Н. Неплюева из Черниговской губернии, которому наоборот удалось свое внимание направить именно на человека.
Говорили о задачах времени. О том главном и важном, что сейчас открывает XXI век, что нельзя упустить.
Было странно, что на вопрос Александра Архангельского о том, что мы можем рассказать нашим потомкам о времени, в котором сейчас живем, гости, дети (а вопрос был в первую очередь обращен к ним) и взрослые, толком не смогли ничего ответить. Оказалось, не просто выразить словами понимание того, что именно сейчас происходит вокруг важного, о чем необходимо думать и рассказывать потомкам. А художникам это удавалось, и для нас это – пример.
Дети по-разному реагировали на увиденное. К примеру, их воображение тронула картина «Тройка» Василия Перова. На вопрос ведущего, что можно сказать об этих ребятах, звучали разные ответы: «Они бедные; наверное, помогают родителям; им холодно и тяжело; хорошо, что у детей есть собачка» и т.д. Особенно детей удивил тот факт, что картину художник писал с реальных детей, и тот мальчик, что изображен посередине, вскоре умер от тяжелой болезни. А художник Перов подарил его матери все наброски…
Не обошли мы внимание и Михаила Врубеля. В его букете «Сирени» нам удалось найти три образа, как показалось, одного и того же человека. Александр рассказал о том, что Врубель ставил определенную задачу, работая над этой картиной – показать разные состояния человека. Здесь мы можем увидеть и мечту, и воспоминание, и реальность, и перспективу…
Конечно, современным городским детям сложно понять и оценить тяжесть положения детей-крестьян того времени. Но задуматься о том, что они имеют сейчас и как этим распоряжаются, оказалось им вполне по силам. Эта задача осталась для нас «домашним заданием» к следующей встрече.
Елена Каштанова
Фото Ирины Мельниковой