Освободиться от чрезмерной внутренней осторожности и нарочитой придавленности

Призывал православных известный пастырь и богослов архиепископ Михаил (Мудьюгин)
Фото с сайта www.feosobor.ru
Фото с сайта www.feosobor.ru
В день памяти архиепископа Михаила (Мудьюгина) (12 мая 1912 – 28 февраля 2000) мы публикуем отрывок из его приветствия участникам конференции «Предание Церкви и предание Школы», организованной СФИ и Преображенским братством в 1995 году. Слова владыки остаются актуальными по сей день.

<…> При всей осторожности, которую мы должны соблюдать, при всей, я бы сказал, чуткости в отношении к тем мнениям, взглядам, которые существуют внутри церкви, к самым различным направлениям и течениям, которые в ней существуют, господствующим все же должно быть представление о том, что Христос создал Церковь как живой организм, как Свое Тело, которое одушевлено действием Духа Святого, И раз так, то оно не может быть мертвым, оно не может быть неподвижным, оно не может застывать в каких-то отлитых и отлившихся внешних формах, которые становятся гос­подствующими над содержанием, господствующими над внутренней духовностью церкви. Вот эта духовность церкви обязывает нас приглядываться к ней, ощущать ее и действовать в соответствии с ней, так, чтобы этой духовностью было пронизано не только само богослужение, что, конечно, всегда происходит, потому что богослужение всегда совершается под действием Духа Святого и Господь непосредственно участвует в таинствах, в проповеди, во всех видах церковной деятельности, – с этой духовностью должно быть сопряжено и широкое участие верующих масс.

Нам надо помнить, что Дух Святой действует, помнить обетования Христа, данные Им на прощальной беседе, где Он говорит ученикам: «Дух Святой наставит вас на всякую истину». Это относилось не только к ученикам Христовым, но и к тем, кто получил от них посвящение и таким образом стал их преемником. Их преемниками является и вся наша иерархия. Это относится в целом ко всей Церкви.

Слова Христа вселяют большую надежду и в то же время очень обязывают. Они обязывают каждого члена Церкви, который болеет за ее нужды, болеет за ее судьбы, болеет за ее будущее, принимать активное участие в ее жизни, в ее деятельности, вносить свой вклад в виде определенных инициатив, в виде определенных пожеланий, в виде высказываний своего мнения по поводу тех явлений, которые происходят в церкви, – как положительных, так и отрицательных. К сожалению, такой активности в настоящее время нет. Мне кажется, нужно принять все меры – и к этому призваны все те, кто трудится в этой области, – чтобы вызывать и всячески поощрять эту активность, проявлять ее в печати и в других средствах массовой информации. Необходимо использовать те широкие возможности, которые сейчас объективно нам предоставлены. Сейчас нет оснований бояться за каждое сказанное слово, а мы ведем себя так, как будто продолжаем жить в условиях постоянного надзора со стороны соответствующих органов, как это было в течение 70 лет. Нам надо освободиться от этой чрезмерной внутренней осторожности, от какой-то нарочитой придавленности, которая отягощает сознание еще очень многих православных людей.

<…> Если бы меня спросили: «Что важней всего для церковной жизни в настоящее время?» – я ответил бы: «Самое важное – это евангелизация». Причем, конечно, не в узком смысле – только чтение Евангелия. Имеется в виду библеизация. Может быть, это слово несколько непривычное и его надо бы заменить, но я хочу подчеркнуть, что необходимо использовать все Слово Божье, в полном масштабе, и, конечно, с привлечением того, что внесли отцы церкви, что внесли люди, которые трудились над Библией не только с целью развития собственного мышления, но и с целью ее истолкования для широких масс верующих людей. Вот в этом направлении нужно еще очень много работать, не ограничиваясь благонамеренными высказываниями и добрыми пожеланиями. Прежде всего надо найти отправные точки и целевые установки, конкретно наметить план действий и давать определенные задания людям, которые жаждут деятельности на пользу Святой Церкви. Вот то, что мне хотелось сказать.

Подготовила Дарья Макеева

Справка

Архиепископ Михаил (Мудьюгин) – (в миру Михаил Николаевич Мудьюгин) – родился 12 мая 1912 в Санкт-Петербурге.

Отец, Николай Алексеевич, статский советник, работал в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мать, Вера Николаевна была членом Александро-Невского православного братства.

Михаил с детства мечтал посвятить себя церковному служению, еще ребенком был посвящен в чтецы митрополитом Вениамином (Казанским).

В январе 1930 года был арестован за участие в церковной жизни. Находился в предварительном заключении до сентября 1930 года. Приговорен к трем годам лишения свободы условно.

С 1930 года работал на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде: чернорабочий, шлифовщик. Одновременно учился в вечернем Ленинградском институте иностранных языков, который окончил в 1933 году с дипломом преподавателя немецкого языка и переводчика технической литературы. Работы в Ленинграде не нашел, уехал на Урал, где преподавал в школе химию и немецкий язык. Самовольно вернулся в Ленинград, был выслан, жил в Новгороде, несколько месяцев был безработным, затем работал теплотехником на заводе. Добился права вернуться в Ленинград, жил в городе Пушкине.

Во время Великой Отечественной войны работал в Свердловске, затем в Новосибирске, где был старшим инженером по приёмке, установке и монтажу оборудования на заводе. В 1947 году вернулся в Ленинград. Окончил энергетический факультет Института металлопромышленности (1946 год), аспирантуру котло-турбинного института имени Ползунова, в котором проработал несколько лет. С 1953 года – кандидат технических наук, доцент Ленинградского горного института, преподавал теплотехнику (до 1957 года).

С 1955 года готовился к принятию священного сана. В 1958 году рукоположен в диаконы, затем в священники епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым). В 1958-1960 годах служил в кафедральном соборе Вологды, затем – в Казанском храме города Устюжна. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Ленинградскую духовную академию (ЛДА, ныне Санкт-Петербургская духовная академия) со степенью кандидата богословия. С 1964 года – протоиерей.

С 1964 года преподавал в Ленинградских духовных школах латинский язык, историю и разбор западных исповеданий, был помощником инспектора. С 1966 год – доцент, декан факультета африканской христианской молодежи, организованного при ЛДА несколькими годами ранее.

В 1966 году по инициативе митрополита Никодима (Ротова) был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.

31 октября 1966 года был пострижен в монашество с именем Михаил, с 4 ноября 1966 года – архимандрит. 6 ноября 1966 года – епископ Тихвинский, викарий Ленинградской епархии. Старался обновить и приблизить к жизни систему семинарского и академического образования, стремился повысить общий культурный уровень студентов, знакомить их с художественной литературой. Это показалось властям опасным, и он был переведён в Астрахань. 20 июля 1968 года – епископ Астраханский и Енотаевский.

В 1972 году защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям».

2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. С 27 декабря 1979 года – архиепископ Вологодский и Великоустюжский. (Назначен в Вологду в связи с тем, что переведенный в нее из Полтавы архиепископ Феодосий (Дикун) по состоянию здоровья поехать туда не смог, и ему предоставили Астраханскую кафедру).

За время его управления Астраханской и Вологодской епархиями в них не было закрыто ни одного храма. Совмещал архиерейскую деятельность с работой в качестве профессора ЛДА. В 1984 году университет города Турку присвоил ему учёную степень доктора богословия honoris causa. Читал лекции в Вюрцбургском университете и в университете города Турку.

В конце 80-х — начале 90-х годов, несмотря на преклонный возраст, возглавил процесс активизации церковной жизни в Вологодской епархии. В 1988 году добился возвращения мощей преподобного Феодосия Тотемского и подготовил местную канонизацию блаженного Николая Рынина. Было организовано духовное училище, вновь открыт Спасо-Прилуцкий монастырь, увеличилось количество действующих храмов (с 17 до 40). Владыка Михаил читал лекции по основам православной веры в высших учебных заведениях Вологды, пользовался уважением среди вологодской интеллигенции.

23 февраля 1993 года отправлен решением Священного Синода на покой с «глубокой благодарностью за понесенные труды» и просьбой продолжать научно-богословскую и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургских духовных школах. Также преподавал на катехизаторских курсах Новгородской епархии, в гимназии и в католической семинарии в Санкт-Петербурге, а также в Теологическом институте Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В последние годы жизни много проповедовал, вел передачи на петербургском протестантском радио «Теос».

С 1996 года и до своей кончины был членом Попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института, всей душой его поддерживал, используя свой авторитет и свои возможности для помощи в его становлении и развитии. Поддерживал Преображенское братство, в том числе в годы гонений.

Свободно владел латинским, английским, французским, немецким, греческим, финским языками, хорошо переводил с испанского и итальянского. Участвовал во многих богословских собеседованиях с представителями протестантских церквей (в основном Финляндии и Германии) и католиками. Был сторонником экуменического диалога и умеренных церковных реформ. Положительно относился к деятельности протоиерея Александра Меня. Вел очень скромный образ жизни.

Скончался 28 февраля 2000 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

По материалам Википедии и сайта www.ogkochetkov.ru

загрузить еще