Мода на «образование с пелёнок» в кризис только окрепла и привела к резкому росту спроса на курсы для дошколят. Вопреки общероссийскому тренду. За последние годы педагоги отмечали, что спрос на репетиторов и развивающие курсы среди школьников и студентов упал примерно на треть. Многие стали экономить на дополнительном образовании. Но только не родители дошколят.
По данным исследования Price & Quality Agency, с начала года цены на развивающие курсы для дошкольников выросли примерно на 15%. По прогнозам, ещё на 15% они вырастут в 2018 году. Самые популярные занятия для малышей – студии раннего развития для детей от шести месяцев до трёх лет, подготовка к школе (5‑7 лет) и курсы английского языка от 1 года. Курсы английского языка для малышей обойдутся целеустремленным родителям недёшево. Муниципальные стоят по 3,2‑4,5 тыс. рублей в месяц. При занятии два раза в неделю по 30 минут. У частных компаний тот же курс стоит на 40‑120% дороже.
Мода на «образование с пелёнок» спровоцировала и резкий рост числа образовательных центров для дошкольников. Если ещё пару лет назад их было около 2 тыс., то сейчас уже порядка 2,5 тыс.
– В последнее время на рынке появилось очень много франшиз, чей бизнес строится вокруг детских потребностей, – поясняет генеральный директор компании EMTG, организатор международной выставки франшиз BUYBRAND Expo Екатерина Сойак. – Сейчас их уже порядка 80. Самые известные – «Бэби клуб», Sun School, «Маленькая страна», AMAkids, Mini Boss. На этапе входа инвестиции в «детский» бизнес составляют от 200 тыс. до 15 млн рублей.
В то же время педагоги советуют родителям не перегружать детей занятиями чрезмерно. Если ребёнок занимается сразу на нескольких курсах, а родители мечтают вырастить из него одновременно и выдающегося лингвиста, и математика, то это серьёзная нагрузка на психику. В дальнейшем у ребёнка может как минимум пропасть мотивация к учёбе.
Владимир Якунцев, педагог, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института, заместитель председателя Преображенского братства
Такое отношение к детям встречается чаще всего у той части нашего населения, которая стремится к успеху. Успех – это для многих один из фетишей, или идолов. А если есть идол, ему нужно приносить жертвы. И часто ребенок становится той самой жертвой. В этой прослойке населения бытует стереотип, что если уж иметь ребенка, то только успешного во всем. При таком подходе часто страдает психика малышей, которые получают нагрузку, как правило, в том объёме, который не могут воспринять в силу возраста и уровня физиологического развития. И дело здесь не только в этом, вообще психика малышей очень податлива, они быстро схватывают всё, поэтому моментально овладевают навыками. Плохо здесь то, что всё, чему они учатся, они делают не ради заботы о ком-то, а для достижения мифической планки успешности, грубо говоря, чтобы похвастаться перед друзьями, родственниками, знакомыми. И к этому вырабатывается глубокий, трудно осознаваемый навык. Такой подход априори подрывает развитие человека как личности, ведь всем известно, что добиться большого успеха в этом смысле удастся единицам. Детям, особенно в подростковом возрасте, будет очень тяжело смириться с этим фактом. Таким образом мы можем получить поколение не только несчастных людей, но и потенциальных самоубийц при самом худшем варианте развития событий. В этом беда современной системы дополнительного гиперобразования. Не зря в предыдущие десятилетия педагоги и сами семьи не поощряли стремительного развития детей дошкольного возраста, потому что всё должно происходить в свое время и поэтапно. Если говорить очень грубо, новое поколение суперобразованных дошкольников можно сравнить с нераспустившимися цветами, которые продавцы в магазинах обрабатывают специальными химическими смесями. После этого они очень быстро раскрываются, но так же стремительно опадают, не оставляя после себя ничего.