В имени человека есть что-то таинственное. Обратиться по имени - это значит обратиться к нему лично, вспомнить его как личность.
Вот уже третий год подряд 30 октября в Воронеже звучали списки имен репрессированных в годы советского террора. Чтение традиционно прошло на Никитинской площади и на новом месте - около памятника Пятницкому. Инициаторами чтения выступили малые православные братства во имя преподобного Силуана Афонского и святителя Тихона Задонского, при поддержке Воронежского историко-просветительского общества “Мемориал” и Комиссии по канонизации святых Воронежской и Лискинской епархии.
Оба этих места выходят на проспект Революции. Так сейчас называется центральная улица Воронежа, именовавшая в позапрошлом веке Большая Дворянская. С иcчезновением красивых названий улиц, красивых лиц, красивых поступков уходит неподдельная красота жизни, по которой томится душа. Что-то нужно сделать, чтобы «правда вернулась». Чтобы последнее упоминание имени человека было не в несправедливом приговоре, а в заупокойной молитве о нем. Для этого имена этих людей должны звучать. Такое воскрешение имен – настоящее явление красоты.
Красиво и на месте чтений. На аналое лежит икона, стоит ваза с цветами. Когда начинает темнеть, на земле зажигаются стоящие полукругом свечи.
На листе, который держит читающий – 9-10 имен. Рядом с именем, возрастом и датой расстрела – краткая информация, кем был этот человек. Священник, колхозник, хлебопашец, лавочник, директор завода, бухгалтер, врач - все они теперь в одной могиле, которую и могилой-то нельзя назвать. В Воронежской Дубовке каждый год проводят торжественное захоронение найденных останков. Вот и в этом году было похоронено 135 человек.
Имена, звучавшие во время чтений, – из архивов «Мемориала» и Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области. Звучали имена наших земляков из сталинских расстрельных списков, тех самых, подписанных синим карандашом.
Многие люди, читающие имена, отмечали удивительное вдохновение.
– Как будто этого человека выпустили, как будто дали ему свободу, – говорит один.
– Настроение как после богослужения, – говорит другой.
Отец Владимир Володько, настоятель Воскресенского храма г. Воронежа после литии, которая открывала чтение имен, обратился к собравшимся со словами:
– Почему люди писали такое количество доносов друг на друга? К этому времени внушали, что Бога нет, а значит и не могло быть родственности и духовной близости между людьми. Ради высших целей можно было делать зло своему ближнему. Жаль, что старшее поколение не говорит о произошедшем со своими детьми и внуками. Эта история не преподается в школах и вузах. Люди подспудно чувствуют вину, но не хотят возносить покаянную молитву за своих согрешивших предков. Это недостойно человека. Если в истории есть что-то злое, недостойное, мы должны знать об этом, чтобы не возвращаться к нему. Если мы будем забывать об этом, то оно в какой-то момент может проснуться и в нас. В этот день мы возносим молитву не только о православных христианах, но и о мужчинах и женщинах, военных и рядовых, врачах и рабочих, крестьянах – представителях всех сословий, потому что пострадали все.
Кроме списка, читающие называли имена своих репрессированных родственников.
Многие чтения предваряли кратким словом, что нам нужно помнить о произошедшем, чтобы этого не повторилось: «приходили к людям, арестовывали и назвали их врагами. Решали, кто достоин жизни, а кто должен умереть. Представьте, что однажды так пришли бы к вам…»
Отдельно хочется сказать про выстраивавшуюся очередь из желающих прочесть имена. Можно было насчитать до девятнадцати человек с листками в руках. Многие не расходились до окончания чтений, занимая и отстаивая очередь к микрофону по несколько раз.
В конце акции еще раз прозвучала поминальная служба, кульминацией которой была молитва о врагах – о примирении и прощении, и все присутствующие зажгли свечи в память о невинно убиенных.