О святочных традициях в Беларуси

22 января 2018
Рождественские святки, которые на Беларуси называют Колядами, начинаются с 25 декабря, когда весь западный мир начинает праздновать Рождество Христово по григорианскому календарю

Гомельщина, где количество католиков значительно отличается от западных и центральных областей страны, тоже вступает в это особое праздничное время, ведь удивительным образом с 1990-х годов оказалось, что многие сотрудники-соседи, в прошлом индифферентные к вере, вдруг вспомнили и свои католические корни. Для белорусов не характерна ксенофобия и принципиальная вражда к иному. Если у тебя старые знакомые или интеллигентные соседи в активе католического костёла, а ты традиционный местный православный, то в нормальном случае, ты также в дружбе с отцом-настоятелем («ксендзом-пробашчем»). Нужно иметь понимание, что другая культура отличная от твоей, тоже древняя, традиционная, созидающая. Православное Рождество вызывает ответную волну поздравлений.

По традиции на Гомельщине, как и на соседней Украине, ходили «славить Христа» и носили с собой Вифлеемскую звезду, всячески украшенную. Пели рождественские церковные песнопения, но больше песни праздничной тематики, внелитургического характера, так называемые «псальмы», являющиеся плодом народно-церковного творчества. Были среди песен и собственно народные, колядные, сохраняющие характерную обрядовую стилистику, где космогонические процессы связаны с фигурами Христа, Богородицы и святых. Дохристианская интуиция умирания и рождения природных циклов, исчезновения и появления созидательных сил лишь в христианском откровении приобретает ощущение творческой основательности и состоятельности. Рефреном повторяется фраза: «Рай ураiўся, Хрыстос нарадзiўся на вашым двары». Пространство праздника делает возможным невозможное: на твоём дворе, в твоём хлеву может произойти чудо рождение Предвечного Младенца. Поэтому вместе с праздничным весельем сочетается какая-то особая благодарственная внимательность ко всему, что вокруг происходит.

Вечером 13-го января начинали праздновать Шчодры вечар или Шчадрэц, который заканчивался на Василя, 14-го января, особым обрядом «засевания», то есть обсыпанием зерном. Вечером особо отличались ряженые: водили «козу» – олицетворение продуцирующих сил природы. Этого симпатичного персонажа аграрного культа вместе с водившей его компанией с радостью принимали хлебосольные хозяева, стараясь всячески угодить желанным гостям нехитрыми приношениями. В полумиллионном Гомеле за последние двадцать пять лет наблюдается несвойственный для урбанистической парадигмы рост подобной обрядности. Она приобретает новые черты, новые составляющие, но содержание её в основном остаётся прежним – это акт встречи обновлённого времени и продуцирование будущего. Дети, от самого малого, умеющего передвигаться на своих ногах и знающего несколько стихотворно-песенных слогов, до музыкальных юношеских бригад ходят по подъездам многоквартирных домов, собирая в торбы килограммы конфет, сушек и монеток.

Чтобы Коляды действительно остались для нас не только занимательным маскарадом, диалог-клуб «Междуречье» собрал гостей на праздничную встречу. Одним из основных объектов нашей колядной встречи стала батлейка – народный кукольный театр, который Софийская община Преображенского братства подготовила своими силами, чтобы порадовать и детей, и взрослых. Это было совершенно традиционное рождественское представление «Царь Ирод», только переложенное на современный манер, где куклы говорят об актуальных сегодня вопросах и проблемах бытия, но и вечно интересующих человека вопросах добра и зла, жизни и смерти. А далее последовал импровизированный настоящий фестиваль колядных и щедровных песен, с объяснительными комментариями, как и где, при каких обстоятельствах, они были исполнены, записаны, сохранились в предании, в памяти, в истории. Участники вчерашних хождений по квартирам делились встречами с людьми, маленькими откровениями, искренней радостью от, чаще всего, достаточно короткого по времени общения, но наполненного по сути открытиями и радостью, и конечно пели... А еще были праздничные стихи, в основном собственного сочинения, прославляющие Христа и Жизнь, Любовь и Правду.

Андрей Скидан, Ольга Афанасьевой

 

Фото Ольги Афанасьева
загрузить еще