Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, братья и сестры христиане! С праздником Воскресения Христова, которое сегодня совпадает с памятью апостола Андрея Первозванного! Поэтому сейчас на вечерне, когда принято читать паремии, т.е. писание ветхозаветное, мы читали писания апостольские, автором которых являлись ученики и свидетели Христа Воскресшего, свидетели воплотившегося Бога, которые были его сотрапезниками.
И может быть, поэтому свидетельство это, вот уже две тысячи лет живущее в церкви, в сердцах и умах христиан, звучит с той же победной силой. И всякое истинно верующее сердце, которое, что называется, Бог посетил, не может не откликнуться на это слово, не может не узнать в нем отсвет Божественной Славы и того, что составляет существо жизни человека, что приоткрывает ее тайну. Апостол говорит о духе в сердцах людских, которым движим всякий человек, которым движимы целые народы. Это может быть дух от Бога, способный различать добро и зло, ведущий человека к просвещению. Но это может быть и противный Богу дух, который может ввергнуть человека в погибель. Как важно иметь верный камертон внутри своего сердца! Как важно иметь ту силу, которая обращает человека к Богу, открывает глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Мы часто задаемся вопросом о тайне понимания: почему что-то мы понимаем и знаем, а чего-то мы не понимаем и не знаем, а чего-то нам понять, как кажется, не дано. Мы часто задаемся вопросом о том, каким образом достичь веры совершенной так, чтобы слова евангельские воплотились в нашей жизни, чтобы мы были живыми носителями апостольских слов, не только понимая, что других путей у нас нет, но и свидетельствуя об этом изнутри опыта своей жизни.
И вот апостол Иоанн говорит о таком духе, о духе Христовом, о духе Христовой любви, которым можно познать все в этом мире. Перед ним все открывается, все обретает свой истинный смысл и значение, перед ним не могут укрыться добро и зло, этим духом можно увидеть все вещи в их изначальном смысле и их истинном свете. Именно это духовное содержание нашей жизни свидетельствует о том, являемся ли мы истинно детьми Божьими, а значит и истинно братьями и сестрами друг другу. Опять же не просто по внешней традиции, потому что принято так называть друг друга среди христиан, но по существу нашей жизни, имея любовь между собой, о которой пишет апостол Иоанн: «Будем любить друг друга, потому что любовь – от Бога». И нет иной любви на этой земле. Нет иной любви, способной победить зло и смерть, способной загладить грехи человеческие, способной человека возрождать и воскрешать, которая помогала бы ему идти вперед и вверх, т.е. приближаться к Богу. И даже, может быть, достигать того, что в церковной традиции называется обожением, уподоблением Самому Богу.
«Всякий любящий, – говорит апостол Иоанн, – рожден от Бога». Потому что «Бог есть Любовь». А любовь не может рождать другое, любовь не может рождать зло. И если вдруг рождается зло и грех, то мы должны твердо знать, что не любовь это рождает. В прочитанных апостольских словах, которые для нас, на первый взгляд, может быть, сложны, потому что в них нет строгой логики, когда одно очевидным образом исходит из другого, содержится свидетельство потрясающего единства и целостности той веры, которую апостолы обрели от Христа. Они явились свидетелями воплощения Бога, свидетелями Христова Креста и Воскресения. А это означает, что между ними и Богом как бы не было никакого расстояния, никакой преграды. Извечная трагедия разрыва человека и Бога разрешилась. И поэтому никто их не смог напугать и победить. И поэтому так важно и ценно для нас апостольское служение, поэтому так дорожим мы апостольским Преданием, поэтому наша вера апостольская. Нам важно помнить об этом всегда и стремиться к тому, чтобы об истине Христовой веры мы свидетельствовали изнутри нашей жизни. Ведь именно в этом моменте христиане очень часто раздваивались, и до сих пор раздваиваются, когда вдруг часто почему-то получается так, что наша вера идет как бы одним путем, а наша жизнь под гнетом разного рода житейских забот и неожиданных обстоятельств идет совершенно другим путем, из-за чего целостность и единство жизни христиан, а значит, и ее подлинная радость, и вдохновение, и истинная любовь разрушаются. А мы все-таки призваны к тому, чтобы ничто в этом мире такую любовь в нас не могло погубить. Ибо если Бог так возлюбил нас, что Сам пришел к нам, то и мы должны так же любить друг друга. Бога никто никогда не видел, но если мы любим друг друга Его любовью, это означает, что Бог пребывает в нас и любовь Его в нас совершенна.
Апостолы, когда пережили Смерть и Воскресение Своего Учителя, не остались сидеть на одном месте. Мы часто не применяем это к себе. Куда же нам идти, по какому пути нам двигаться? Мы не можем забывать о том, что наша вера и свобода – это то, что мы обрели когда-то и не потеряем до конца своих дней, что этого никто у нас не отнимет! Но так будет, только если мы будем этим дорожить и искать приумножения любви, и свободы, и веры, а значит, двигаться вперед и вверх, будучи внутри исполненными динамикой Христовой веры. Это связано не с механическим или физическим усилием. В Священном писании есть замечательный образ, в самом начале Псалтири, такого беспутного и бессмысленного движения: «прах, возметаемый ветром» (Пс 1:4). Часто людей носит из стороны в сторону, и они не могут остановиться. Не об этом движении речь и не о такой динамике. Речь идет о Пути, который человек свободно выбирает и которым следует, достигая Царства Небесного. Об этом узком пути Христос говорил в самом начале Евангелия. «Царство Божие среди вас» (Лк. 17:21), как сказано, но, опять же, часто мы представляем его таким уютным домашним кругом, где все довольны другими и собой. Но менее всего собрание учеников Христовых похоже на такой уютный домашний круг. И нам, братья и сестры, следует искать такой апостольский путь.
Дай Бог, чтобы мы всегда в этом поиске были стойкими! Дай Бог, чтобы мы всегда были верными Богу и Церкви, и друг другу, чтобы никакой иной дух не одержал над нами победу, кроме духа Христовой Любви. Чтобы о чем бы мы ни заботились в нашей жизни, и в братстве, и в церкви, и в семье, чтобы мы всегда заботились о победе духа Христовой Любви. Тогда все наши дела приобретут значение и смысл пред лицом Божьим, тогда наше добро станет истинным добром. Именно это определяет доброе благодатное качество всего того, что мы делаем на земле. И тогда опыт нашей веры приведет нас к собиранию того богатства, которое созиждется на Небесах. Вот тогда мы станем истинно богатыми людьми, а не бедными, жадными и убогими. Дай Бог, чтобы мы всегда стремились к такому богатству, а значит, и к такой щедрости, чтобы никому в наших сердцах не было тесно, чтобы в этом мы были верными учениками, т.е. последователями и свидетелями Христа, и Его апостолов, и всех святых Церкви Христовой! Аминь.