Немодное дело

30 апреля 2014
Каким образом человек может встать на путь бескорыстной помощи людям и окружающему миру? Почему это становится важным для него? Как может осуществляться свободное действие? Все эти вопросы обсуждали участники семинара «Осуществляя человечность»

27 апреля в Свято-Филаретовском институте состоялась открытая дискуссия-семинар «Осуществляя человечность» в рамках подготовки к конференции «Люди свободного действия», которая состоится осенью 2014 г. В семинаре приняли участие члены Иоанно-Богословского и Крестовоздвиженского малых православных братств и их гости: Анна Баскакова, руководитель волонтерского движения, осуществляющего организацию лесопосадок и тушения пожаров; Иван Куликов, представитель студенческого волонтерского движения «Служба добрых дел НИЯУ МИФИ»; Анна Федотова, представитель православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети»; Игорь Марковкин, учитель английского языка, литературы и истории в сельской школе.

«Человек, объединяющийся с другими, чтобы кому-то помочь, это уже совсем другой человек, потому что когда он так поступает, возрождается его достоинство» – эти слова современного поэта и богослова О.А. Седаковой привел в своем вступительном слове ведущий встречи Александр Корнеев. Он обозначил одну из задач семинара: увидеть и услышать в обществе тех людей, чье делание – не просто помощь другому или забота об окружающем мире, но еще и усилие по созиданию свободного и честного общества.

Каким образом человек может встать на путь бескорыстной помощи людям и окружающему миру? Почему это становится важным для него? Как может осуществляться свободное действие? Все эти вопросы обсуждали участники семинара.

Анна Баскакова вспоминала как, еще работая на своей прежней работе в Министерстве культуры, однажды попала в горящий лес: она решила, что его нужно восстановить, дала себе слово. А потом встретила людей, которые стали ей помогать в осуществлении этой идеи.

– В нашем деле волонтер поначалу может думать «я тут на один раз, немножко поделаю, успокою свою совесть и уйду». А не тут-то было! Его затягивает, а потом начинается стадия такого вдохновенного желания «сейчас я спасу весь мир, я не один, нас много, мы все круто одеты». А дальше для волонтера наступает самая тяжелая стадия, на которой уходят больше половины людей: когда человек понимает, что ни он, ни все остальные мир не спасут. И тут должна быть соломинка, за которую можно будет удержаться. Духовное образование в этом отношении может быть такой соломинкой. Религия – это та ниточка, на которой может держаться и семья, и человеческое отношение к людям, – отметила Анна Баскакова.

По мнению сельского учителя Игоря Марковкина, свободное действие начинается еще в детстве, когда у детей возникают «немотивированные творческие идеи». У Игоря сознательное свободное действие началось в подростковом возрасте, родилось из подросткового бунта.

– Я жил в обеспеченной московской семье, – рассказывал Игорь. – Учился в нормальной школе, и мне казалось, что все это неправильно: эта жизнь скучна, буржуазна, слишком много потребления. Я стал носить рваные штаны, гулять по улицам, играть на гитаре и периодически пить портвейн. В какой-то момент это мне надоело и захотелось что-то сделать, потому что заявлять, что «я самый крутой, а вы все не так живете» и при этом ничего не делать – это нелогично. Присоединился к движению, которое занималось кормлением бездомных. Через год стало понятно, что едой не поможешь – они поели и все. Тогда мы стали помогать бездомным искать работу. Через какое-то время я понял, что у меня это вошло в привычку, а ничего не меняется.

По его словам, волонтерская работа может превращаться в «ролевую игру», формировать своего рода субкультуру: «мы не как все, у нас свои костюмы, свои роли». Другая опасность – это выгорание, усталость и отсутствие радости от оказываемой помощи, в которой сам человек не хочет себе признаться. Как правило, это приводит к разрушению здоровья.

– На пути любого свободного действия, любой деятельности, связанной с риском, нужна определенная степень аскезы. Каждому человеку, который выбирает свободное действие, приходится от чего-то отказываться. В этом и причина духовного развития, которое происходит в этот момент с людьми, – подытожил Игорь Марковкин свое выступление. – В какой-то момент, когда я стал критически смотреть на деятельность организаций по помощи бездомным – действительно ли это может что-то изменить, я понял, что деятельность может быть эффективной только в том случае, если ее цели чисты… У любого действия должна быть духовная основа, не обязательно христианская, но касающаяся бытия… Когда я мог большую часть времени отдаваться служению, когда я приходил к разным людям и конструктивно мог помочь – тогда что-то действительно получалось.

Сергей Озерский, член Крестовоздвиженского братства, развил идею о том, что духовное образование является поддержкой для служения другим. По его словам, необходимо помнить об антропологической катастрофе, которая произошла в нашей стране в XX веке, следствием которой стало уничтожение способности людей к свободному действию.

– Нужно то духовное образование, которое эти качества в человеке восстанавливало бы. Это возможно только тогда, когда есть единомышленники, люди, которые к этому пласту жизни сами пробились и могут научить других, а также если есть те люди, которые хотят учиться.

Продолжая мысль о необходимости духовного образования, Анна Федотова, представитель православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети», поделилась своими размышлениями:

– Христианство – это не только учение, а еще и аскетика, реальный опыт соединения с Богом. Чтобы продвинуться в этом, нужны дела. В наше движение я пришла после того, как получила богословское образование. Когда начинаешь помогать бездомным детям, наркоманам, приходит осознание того, что ты совсем не понимаешь и не можешь тому, что происходит, дать никакого богословского объяснения. Тут помогает смирение и трезвенность. Вместе с Богом человек может трезво взглянуть на себя, на тех, кому помогает. Ведь иногда своей помощью можно даже навредить.

Разговор получился интересным и открытым, непосредственно на семинаре рождались некоторые мысли о совместном делании. И главное, подобные встречи вселяют уверенность в том, что бескорыстно служить другим людям могут многие, а не единицы.

Слева направо: Игорь Марковкин, Александр Корнеев, Сергей Озерский
Слева направо: Игорь Марковкин, Александр Корнеев, Сергей Озерский
Анна Баскакова
Анна Баскакова
Иван Куликов, Анна Федотова
Иван Куликов, Анна Федотова
Ангелина Корнеева
Фото Ольги Максимовой, Екатерины Бим
Информационная служба Преображенского братства
конец!