Немодное дело

30 апреля 2014
Каким образом человек может встать на путь бескорыстной помощи людям и окружающему миру? Почему это становится важным для него? Как может осуществляться свободное действие? Все эти вопросы обсуждали участники семинара «Осуществляя человечность»

27 апреля в Свято-Филаретовском институте состоялась открытая дискуссия-семинар «Осуществляя человечность» в рамках подготовки к конференции «Люди свободного действия», которая состоится осенью 2014 г. В семинаре приняли участие члены Иоанно-Богословского и Крестовоздвиженского малых православных братств и их гости: Анна Баскакова, руководитель волонтерского движения, осуществляющего организацию лесопосадок и тушения пожаров; Иван Куликов, представитель студенческого волонтерского движения «Служба добрых дел НИЯУ МИФИ»; Анна Федотова, представитель православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети»; Игорь Марковкин, учитель английского языка, литературы и истории в сельской школе.

«Человек, объединяющийся с другими, чтобы кому-то помочь, это уже совсем другой человек, потому что когда он так поступает, возрождается его достоинство» – эти слова современного поэта и богослова О.А. Седаковой привел в своем вступительном слове ведущий встречи Александр Корнеев. Он обозначил одну из задач семинара: увидеть и услышать в обществе тех людей, чье делание – не просто помощь другому или забота об окружающем мире, но еще и усилие по созиданию свободного и честного общества.

Каким образом человек может встать на путь бескорыстной помощи людям и окружающему миру? Почему это становится важным для него? Как может осуществляться свободное действие? Все эти вопросы обсуждали участники семинара.

Анна Баскакова вспоминала как, еще работая на своей прежней работе в Министерстве культуры, однажды попала в горящий лес: она решила, что его нужно восстановить, дала себе слово. А потом встретила людей, которые стали ей помогать в осуществлении этой идеи.

– В нашем деле волонтер поначалу может думать «я тут на один раз, немножко поделаю, успокою свою совесть и уйду». А не тут-то было! Его затягивает, а потом начинается стадия такого вдохновенного желания «сейчас я спасу весь мир, я не один, нас много, мы все круто одеты». А дальше для волонтера наступает самая тяжелая стадия, на которой уходят больше половины людей: когда человек понимает, что ни он, ни все остальные мир не спасут. И тут должна быть соломинка, за которую можно будет удержаться. Духовное образование в этом отношении может быть такой соломинкой. Религия – это та ниточка, на которой может держаться и семья, и человеческое отношение к людям, – отметила Анна Баскакова.

По мнению сельского учителя Игоря Марковкина, свободное действие начинается еще в детстве, когда у детей возникают «немотивированные творческие идеи». У Игоря сознательное свободное действие началось в подростковом возрасте, родилось из подросткового бунта.

– Я жил в обеспеченной московской семье, – рассказывал Игорь. – Учился в нормальной школе, и мне казалось, что все это неправильно: эта жизнь скучна, буржуазна, слишком много потребления. Я стал носить рваные штаны, гулять по улицам, играть на гитаре и периодически пить портвейн. В какой-то момент это мне надоело и захотелось что-то сделать, потому что заявлять, что «я самый крутой, а вы все не так живете» и при этом ничего не делать – это нелогично. Присоединился к движению, которое занималось кормлением бездомных. Через год стало понятно, что едой не поможешь – они поели и все. Тогда мы стали помогать бездомным искать работу. Через какое-то время я понял, что у меня это вошло в привычку, а ничего не меняется.

По его словам, волонтерская работа может превращаться в «ролевую игру», формировать своего рода субкультуру: «мы не как все, у нас свои костюмы, свои роли». Другая опасность – это выгорание, усталость и отсутствие радости от оказываемой помощи, в которой сам человек не хочет себе признаться. Как правило, это приводит к разрушению здоровья.

– На пути любого свободного действия, любой деятельности, связанной с риском, нужна определенная степень аскезы. Каждому человеку, который выбирает свободное действие, приходится от чего-то отказываться. В этом и причина духовного развития, которое происходит в этот момент с людьми, – подытожил Игорь Марковкин свое выступление. – В какой-то момент, когда я стал критически смотреть на деятельность организаций по помощи бездомным – действительно ли это может что-то изменить, я понял, что деятельность может быть эффективной только в том случае, если ее цели чисты… У любого действия должна быть духовная основа, не обязательно христианская, но касающаяся бытия… Когда я мог большую часть времени отдаваться служению, когда я приходил к разным людям и конструктивно мог помочь – тогда что-то действительно получалось.

Сергей Озерский, член Крестовоздвиженского братства, развил идею о том, что духовное образование является поддержкой для служения другим. По его словам, необходимо помнить об антропологической катастрофе, которая произошла в нашей стране в XX веке, следствием которой стало уничтожение способности людей к свободному действию.

– Нужно то духовное образование, которое эти качества в человеке восстанавливало бы. Это возможно только тогда, когда есть единомышленники, люди, которые к этому пласту жизни сами пробились и могут научить других, а также если есть те люди, которые хотят учиться.

Продолжая мысль о необходимости духовного образования, Анна Федотова, представитель православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети», поделилась своими размышлениями:

– Христианство – это не только учение, а еще и аскетика, реальный опыт соединения с Богом. Чтобы продвинуться в этом, нужны дела. В наше движение я пришла после того, как получила богословское образование. Когда начинаешь помогать бездомным детям, наркоманам, приходит осознание того, что ты совсем не понимаешь и не можешь тому, что происходит, дать никакого богословского объяснения. Тут помогает смирение и трезвенность. Вместе с Богом человек может трезво взглянуть на себя, на тех, кому помогает. Ведь иногда своей помощью можно даже навредить.

Разговор получился интересным и открытым, непосредственно на семинаре рождались некоторые мысли о совместном делании. И главное, подобные встречи вселяют уверенность в том, что бескорыстно служить другим людям могут многие, а не единицы.

Слева направо: Игорь Марковкин, Александр Корнеев, Сергей Озерский
Слева направо: Игорь Марковкин, Александр Корнеев, Сергей Озерский
Анна Баскакова
Анна Баскакова
Иван Куликов, Анна Федотова
Иван Куликов, Анна Федотова
Ангелина Корнеева
Фото Ольги Максимовой, Екатерины Бим
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще