Празднование Рождества для друзей и близких устроили братья и сестры Свято-Екатерининского малого православного братства (Екатеринбург).
После праздничного богослужения гостей встретили в старинном купеческом особняке купцов Агафуровых. Праздник был задуман как семейный, поэтому не обошлись без театра теней, традиционных рождественских колядок, хоровода, песен, и игр для взрослых и детей.
«Небо и земля ныне торжествуют! Ангелы, люди весело ликуют! Христос родился, Бог воплотился, ангелы поют, славу воздают, пастухи играют, Пастыря встречают, Чудо-Чудо возвещают!», - звучала колядка, которую все вместе пели во время хоровода.
Радость, торжественность, ожидание чуда, желание что-то отдать от себя дорогому человеку, – все это присутствовало в атмосфере праздника.
Так как гостей пришло много, поделились на творческие группы, чтобы поговорить о поэзии, музыке, традициях и образах Рождества. Потом делились тем, что открылось во время встреч.
В разговоре о традициях стало очевидно, что то, что когда-то было в праздновании Рождества нашими предками важного и традиционного, практически не сохранилось. Никто, например, не смог вспомнить какие-то традиции празднования Рождества в своих семьях. Практически все отметили, что праздник приобрел в современное время больше внешний извод – сходить в кафе с друзьями, купить или испечь имбирных ангелочков, посетить распродажи в магазинах и т.д. В лучшем случае, позвонить родным, поздравить или заехать с тортиком. А между тем, подумалось, что суть праздника в радости, в том, чтобы радуясь, делиться, творить что-то доброе для тех, кто рядом. Не для себя, а для ближнего. С этим согласились все. Удалось даже составить список добрых дел и поделиться им со всем, кто пришел на праздник.
Из поэтического рождественского наследия вспомнили стихи Иосифа Бродского, Зинаиды Миркиной и стих Анри Волохонского «Под небом голубым» (в оригинале «Над твердью голубой»), как образ рая и Царства Небесного, которое принес в мир Своим приходом Иисус Христос. И даже совместно написали несколько своих рождественских строк. Это было необычно – писать стихотворение в сотворчестве с теми, с кем ты встретился на празднике впервые в жизни. Но ощущения чуда, прямо здесь на празднике присутствующего, всем помогало. Родились такие строки:
«Стул не хотите? присесть у стола?
Свечи зажечь в честь Рождества.
Наш разговор с молитвы начать,
Добра и любви всем пожелать,
Утром проснуться, выйти на снег,
Вспомнить о том как велик человек,
Кто он? Откуда? Зачем он родился?
Как БОГ всемогущий на землю явился…»
и так далее.
Интересный разговор состоялся и в художественной группе. После того, как гости внимательно рассмотрели иконы Рождества XII-XVIII вв. и картины Рембрандта «Святое семейство» и «Симеон», они попытались «нарисовать» образ современной иконы Рождества: волхвы идут, но не туда, пастухи проспали Звезду, Рождение Христа никто заметил, Оно произошло само по себе… Почему именно таким печальным увиделся этот образ встречи Рождества в современном мире? Возможно, потому, что так много людей отмечают Рождество, не понимая и не ища его смысла…
Вспомнилось стихотворение Ю. Мориц, подходящее под описание этой современной иконы…
– Ну как дела?
– Мария родила.
– Собачий холод.
– Плотник он. Немолод.
– Звезда была?
– Метель... Такая мгла,
Что где там звёзды!
Нет дороги в город!
– Так значит и волхвы не добрались?
А что в газетах?
– Кажется, ни слова.
– Газеты наши слишком заврались,
Чтоб чудеса описывать толково!
– Марию надо навестить... Ни роз,
Ни сладостей туда не принимают.
– Как быстро стынет чай в такой мороз!
– Опять на сахар цены поднимают...
– Марию надо навестить. Прощай!
... Над синей пальмой плавают чаинки.
И пьёт звезда всю ночь холодный чай,
Оставшийся от этой вечеринки.
А где же тогда надежда и свет миру, если такова современная икона? А она в том, что Младенец все-таки рождается… Спасение миру приходит по милости и любви Божьей. Всякий раз, несмотря на то, что просыпаем, не видим, не слышим, не понимаем, не разбираемся, не чувствуем, даже не верим…
В музыкальной группе говорили об украинской колядке, обработанной для хорового пения Николаем Леонтовичем, «Щедрик», о самом Леонтовиче и его трагической гибели от рук агента ВЧК в 1921 г. Гости прониклись судьбой композитора, заметили, что, слышав это произведение раньше, не опознавали его как рождественский гимн. Каждый раз, опираясь на слова в текстах колядок, ведущие этой группы поясняли смысл, который они отражают: о волхвах и пастухах, увидевших знамения (хор ангельский и звезду) и поверивших им; о воплощении Самого Бога для спасения человека и победы над смертью; о том, что это самое настоящее Чудо, которое исполнилось во Христе; о Божьем смирении, как умалении, что Творец всего сущего - неба и земли - стал беззащитным Младенцем по любви к человеку и доверил Себя людям. У многих из гостей благодаря совместному рассмотрению колядок появилось желание разобраться со смыслами Рождества и традициями празднования, появилось стремление передать это детям.
Все гости с большим удовольствием пели и старались вникать в слова и смыслы.
Для детей было свое задание-квест: найти в комнатах особняка растерянное волхвами в пути сообщение - радостное приветствие-поздравление Младенцу Христу и Его Маме (может, это были те самые забывчивые волхвы с современной иконы?...), а также приготовить угощение и поделиться друг с другом. Когда сообщение было готово (а пришлось над ним не мало потрудиться, уж слишком мудреные были слова послания), в комнату неожиданно вошел один из волхвов, и дети смогли его обрадовать своей находкой.
В конце праздника, когда хозяева и гости вместе собрались в большой гостиной, прозвучало слово из Евангелия о Рождении Спасителя в мир (читали Евангелие от Матфея). В тишине зашли волхвы с подарками – цитатами из Писания об ожидании и рождении Иисуса Христа. С этой благой вестью в сердце, с радостью об общении, с подарками от волхвов и списком добрых дел гости расходились по домам…