Ольга Синицына, старшая подростковых лагерей, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства, предложила охарактеризовать эти поиски словами князя С.М. Волконского из его воспоминаний: «Родина! Какое сложное понятие и, несмотря на сложность свою, какое сейчас неуловимое. Мы любим родину, – кто же не любит родины своей? Но что мы любим? Что? То, что было? То, что есть? Нет. То, что будет? Мы не знаем. Страну нашу? Где она? Клочки одни. Народ наш? Где его лицо? За темнотой лица не видать. Думы нашей земли? В чем они выражаются? Голос нашей земли? Где он звучит?»*.
В этом году внимание участников экспедиций было обращено на такое качество русского человека как трудолюбие (не только знаменитая русская лень присуща нашему характеру!). И в истории, и в современности мы можем найти примеры качественной и плодотворной жизни. Таких людей мы и искали в городах и селах, чтобы познакомиться с их жизнью и вдохновиться примером их труда ради других, ради созидания красоты и правды.
Везде, куда мы приезжали, мы старались хоть немного потрудиться: приводили в порядок памятники, помогали по хозяйству в монастыре или усадьбе**, пробовали себя в народных промыслах*** и сельском хозяйстве. Не обошлось и без интеллектуального и духовного труда: очень важно было всмотреться**** и вчитаться в мемуары, переписку, вслушаться в рассказы музейных работников, свидетельства историков и краеведов, чтобы извлечь ценное для ума и сердца.
Интересными оказались результаты социологического опроса на тему «Каков русский человек: трудолюбивый он или ленивый?» одной из экспедиционных групп в Туле, в городском парке. Вопреки часто встречающемуся мнению о том, что русский человек ленив, о чем говорят и русские народные сказки, опрос показал, что так считают только около 50% опрашиваемых, остальные же говорили о том, что русский человек трудолюбив, не боится тяжелого физического труда, любит работать как на земле, так и умственно.
Кроме традиционных русских городов (это были Воронеж, Калуга, Рязань, Смоленск, Орел, Вологда, Тула, Брянск, Тамбов, Белгород), экспедициям удалось посетить разные села и поселки: Обуховка, Холки, Паревка, Ерлино, Русская Тростянка, Солотча, Шовское, Дятьково, Константиново и другие.
Перед подростками была поставлена специальная задача – оценить состояние городов и сел, отметить для себя их достоинства и недостатки. На подведении итогов дня им поначалу было трудно перестроиться с впечатлений вроде «здесь очень плохие дороги» и «мне понравилась еда в кафе» на то, что было действительно стоящим – встречи с уникальными людьми, у которых хочется учиться. Но экспедиции были богаты на такие встречи, и постепенно все менялось…
Встреча с семьей Волконских, с заботой и творчеством этой семьи, вложенных в «борьбу с пустыней» (не только с той, которая в природе, но и с той, которая в самих людях), произошла через воспоминания князя Сергея Михайловича (1860-1937). Сергей Михайлович хранил и продолжал дело своей матери княгини Елизаветы Григорьевны (1838-1897). Эта женщина питала любовь к двум вещам – русской земле и богословию. Село Павловка стало для нее местом созидания и творчества. До нее в этом месте ничего не было, только крапива да лопух. Она превратила этот пустырь в цветущий сад в 250 гектаров. Здесь же она писала свой труд «О Церкви». Ее считают женщиной‑богословом в истории России.
Но все, что она так любила, принималось с большим трудом или вовсе отвергалось. Ее книга подверглась разгромной критике, так и не была напечатана в России, а молодые деревца и посевы, которые она высаживала в Павловке, то и дело скашивались из-за людского непонимания и безответственности. Но она не унывала и не оставляли своих трудов, ни физических, ни духовных, борясь с пустотой. Сергей Михайлович Волконский, человек благородного воспитания, известный литератор и режиссер, любящий Италию, все же не мог не возвращаться в родную Павловку. «Для меня, – писал он, – это непрерывное творчество. Задумывать, осуществлять, видеть в каждый свой приезд упрочение и рост того, что сделал в прежние годы, – какое нескончаемое удовлетворение!». После посещения Павловки мы задумались о том, насколько трудно что-то создавать, когда ты один... Что опустошает, а что наполняет человека? Почему одни создают, а другие только разрушают?
Другой потрясший наше воображение человек – Василий Яковлевич Ерошенко (1889-1952). Он ослеп в 4 года, но стал поэтом, писателем, талантливым музыкантом, шахматистом. Знал эсперанто и еще около десятка иностранных языков, в том числе японский и китайский. Много путешествовал самостоятельно, при этом искал людей, которым хуже, чем ему, и помогал слепым адаптироваться в жизни. В Китае его произведения включены в школьную программу. После встречи с ним ребята были под таким впечатлением, что в течение экспедиции все трудились не покладая рук, никто не отлынивал.
Еще один, уже современный пример трудолюбия и его замечательных плодов – Дарья Фурманская из Орла, искусствовед и художник. Она защитила диплом на тему «Орловское деревянное зодчество» и теперь проводит экскурсии по всему городу на разные темы, для жителей Орла – бесплатные, прежде всего связанные с конкретными зданиями, улицами и личностями. Дарья по собственной инициативе собирает уже 10 лет информацию из архивов и свидетельства людей, которые помнят прошлое, о деревянном зодчестве Орла, о старых купеческих кварталах, которые сейчас идут под снос, о бывших хозяевах этих домов, известных людях: купцах, благотворителях, учителях. После встречи с Дарьей Фурманской наши подростки спорили: зачем сохранять деревянное зодчество? Почему это считается красивым? Не легче ли построить на этом месте коттеджи? Достигнуть полного согласия в этих вопросах не получилось, но вывод был следующий: если даже ты один видишь красоту, то за нее нужно бороться.
И еще один пример: знаменитый в Орловской области педагог и краевед из города Ливны Олег Леонидович Якубсон (1937-2016) – человек, многое сделавший для родного города. Он открыл мемориал жертвам политических репрессий, краеведческий музей, а также возродил народные промыслы. Несмотря на сопротивление коммунистов – депутатов городского совета, Олег Леонидович стал почетным гражданином своего города. Ливенцы знают его и как преподавателя в общеобразовательной школе, отзываются о нем как о человеке, который делал очень много, но при этом все всегда успевал и уважительно относился к каждому. Каждый из нас задумался: откуда он брал силы, чтобы доводить до конца сразу столько дел? И как нам научиться тому же?
Таких примеров созидающего труда в экспедициях было много: А.С. Хомяков, В.Д. Поленов, К.Э. Циолковский, И.Н. Крамской. А еще Д.В. Веневитинов, проживший всего 23 года. Ребят поразило одно из воспоминаний о нем Федора Хомякова, который писал своему брату Алексею: «Хотелось бы для твоего исправления, чтобы ты пожил с нами здесь, посмотрел на Дмитрия. Это чудо, а не человек; я перед ним благоговею. Представь себе, что у него в 24 часах, из которых составлены сутки, не пропадает ни минуты, ни полминуты. Ум, воображение и чувство в беспрестанной деятельности».
Непрестанно трудятся современные хранители памяти и наследия: Владимир Овчинников – художник и краевед из Боровска, Вячеслав Битюцкий – общественный деятель из Воронежа, другие самоотверженные историки, краеведы, музейные работники и просто неравнодушные люди, которые собирают память народа и наследие по крупицам. То, как они это делают, дает обильную пищу для размышления о качестве своей жизни, о своем призвании.
Если говорить об общем лагере, в который возвратились все экспедиции, то в нем было много составляющих: молитва, летняя школа, мастерские, спортивные и фольклорные игры. Однако его кульминационной частью стала презентация экспедиций, которая познакомила всех с результатами, наработанными в путешествиях каждой группой.
Один из руководителей экспедиционной группы подростков, Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, член геральдического совета при Президенте РФ, объявил конкурс: группа, которая представит самый лучший проект по облагораживанию город или села, получит денежный приз для реализации своего проекта. При этом проект должен быть реализован руками самих подростков. Это условие помогало смотреть на город глазами не потребителя, который умеет только критиковать, а преобразователя, который готов отвечать за свои слова и мысли, и у которого за словом следует дело.
Победителем конкурса стала подростковая группа из Москвы под руководством Андрея Сягаева. В краеведческом музее они случайно услышали печальную историю о мемориале жертв политических репрессий «Липовчик». Там уже несколько лет не могут установить дополнительные плиты с именами расстрелянных, так как человек, который это задумал, умер, и плиты хранятся у кого-то в гараже. Экспедиция поехала туда и привела мемориал в порядок: пропололи траву, убрали с постамента памятника сухие листья. Теперь ее участникам предстоит поехать туда еще раз, чтобы найти гараж с плитами, смонтировать их и таким образом завершить работу над памятником.
Помощник руководителя одной из групп Яна Пантуева, кандидат филологических наук, также устроила конкурс. Нужно было собрать диалектные слова из тех областей России, куда отправились экспедиционные группы. В лагерь привезли слова «шушун» (женская верхняя короткополая одежда или кофта), «фуганок» (рубанок), «корчажка» (большой глиняный сосуд), интересные выражения вроде «ни титирк!» (призыв к молчанию – сидите тихо!), «пить чай с угрызением» (чай с сахаром вприкуску) и другие. Победила группа со словами «очелье» (нижняя часть наличника на старых резных деревянных рамах), «волнотёпка» (устройство для обработки овечьей шерсти) и «сосмыгнуть» (соскользнуть), которые они почерпнули у жителей Орловской области. Этой группе очень помог известный писатель Николай Семенович Лесков (1831 – 1895), самородок, уроженец Орловской губернии, сам активно интересовавшийся диалектами родного края и вводивший много таких слов в свои произведения (правда, как выяснилось, некоторые слова он выдумывал сам).
В летней школе в лагере и в этом году были особые гости – научный сотрудник Физического института Российской Академии наук, кандидат физико-математических наук Максим Зельников, который провел поражающую воображение лекцию о космосе, а также семинар-тренинг по христианской апологетике; и кандидат педагогических наук, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский, который рассказал о том, как прекрасно быть образованным, умным, интеллигентным и инициативным человеком, и что такой человек может сделать, если будет горячо любить свою страну и Бога. Показал он это на примере основателя знаменитой Третьяковской галереи купца Павла Третьякова (1832 – 1898) и «русского Леонардо да Винчи» – выдающегося ученого и богослова, священника, мученика Павла Флоренского (1882 – 1937).
Особенностью нашего лагеря в этом году было участие семейной школы – детей и их родителей. Опыт соединения детей и подростков оказался удачным – детям было интересно жить среди старших ребят, они активно участвовали в молитве и общих делах, а подростки проявили доброту и заботу о младших.
Мастерские в этом году были и традиционные – столярная, хоровая, художественная, языковая, театральная и музыкальная, и необычные – мастерская кусудамы (японское искусство – шары оригами из бумаги) и медиамастерская, выпускающая каждый день видеоновости.
В этот раз среди участников лагеря оказалось много подростков, которые поехали в первый раз. Но они удивительно быстро переняли уклад и дух, который формировался в лагере на протяжении многих лет – дух братского общения, где старший – тот, кто имеет опыт церковной жизни, и поэтому ему есть что сказать подростку.
Все участники собора-лагеря от детей до взрослых как особое пространство выделяют ежедневное утреннее и вечернее богослужение. Было удивительно наблюдать, как под влиянием общения и молитвы меняются глаза и речь ребят, как их мелкие проблемы отходят на второй план, а главным становится желание изменить себя и место, где ты живешь, понять, где твоя земная и небесная Родина, и войти в нее в полноте.
Мария Вересоцкая
Фото: Андрей Подоров, Вячеслав Куликов
* Одна из экспедиционных групп в этом году посетила родовое имение семьи Волконских – Павловку, вернее то, что от него осталось. Слова и мысли князя Сергея Михайловича Волконского прозвучали также актуально, как и в 1923 году.
** В Ясной Поляне. См. здесь.
*** Одна из экспедиций приехала в город Ливны Орловской области, где местная художественная школа – единственная – хранит технологию лепки плешковской игрушки. Репортаж см. здесь.
**** Одной экспедиционной группе повезло. В Белгороде они смогли посетить архивохранилище, а туда пускают не всех. Краткая заметка об этом появилась на сайте Государственного архива Белгородской области.