Сегодня день памяти сразу нескольких известных в церкви людей – святого патриарха Тихона, архиеп. Ермогена (Голубева), протопр. Виталия Борового. Может быть, имя протоиерея Павла Алексахина, также почившего в этот день уже семь лет назад, наименее известно читателю. Действительно, деревенский священник из Самарской епархии – многие ли о нем слышали? Тем не менее он в своей жизни сделал то, чего не удавалось многим его предшественникам, – легализовал, открыл для всей церкви духовное движение, существующее в ней уже почти двести лет, – беседничество.
Беседничество возникло в России действительно более двухсот лет назад по благословению преподобного Серафима Саровского. Именно к нему обратились две благочестивые сестры-помещицы из села Большой Базарный Урень Симбирской губернии Анна Андреевна и Дарья Андреевна (фамилия их за давностью лет не сохранилась). Сестрам хотелось собрать в своем селе общину девиц и вдовиц для строгой келейной жизни. Преподобный Серафим благословил – и сестры устроили такой своеобразный монастырь в миру по примеру его известной Мельничной общины и под его духовным руководством.
Насельницы кельи не приносили монашеских обетов, но жили фактически по-монашески – усердно молились, трудились, не употребляли алкоголя. В еде вообще была особая строгость: к обычным постным дням среде и пятнице добавляли понедельник, мяса сестры вообще не вкушали и при этом ели лишь два раза в сутки. А беседниками они назывались по простой причине: сестры регулярно собирались беседовать на разные духовные темы. На такие беседы с большим желанием приходили сначала жители из соседних деревень и сел, а потом и из соседних губерний, причем не только крестьяне, а люди разных сословий, включая и помещиц. Сестры обучали грамоте бедных крестьянских детей, принимали пожить, иногда подолгу, желавших присоединиться к их духовному подвигу.
Незадолго до кончины Серафима Саровского три сестры из общины приехали к нему с вопросом о том, как будет продолжаться духовное руководство без него. Как ни удивительно, отец Серафим не отправил сестер к какому-нибудь священнику, а поручил окормлять общину женщине – той самой помещице, одной из двух сестер, Анне Андреевне, которой к тому времени было 72 года. И это был не единственный случай, когда беседниками руководила женщина. Известной старицей беседнического движения в течение 51 года практически всю вторую половину ХIХ века была Анастасия Керова-Шувина.
Довольно быстро беседничество стало распространяться в России, особенно в самарской и соседних с ней губерниях. Следующим после Анны Андреевны старцем был самарский крестьянин Василий Щеглов. Многим людям нравился призыв старца спасаться в миру: вслед за преподобным Серафимом Василий Щеглов учил, что не только в монастыре можно жить по Божьим заповедям. Росло число присоединявшихся к беседническому движению, прояснялись и правила их жизни. В них по-прежнему входили домашние собрания-беседки с проповедью аскетического образа жизни, полное воздержание от алкоголя (немаловажное в условиях деревенской жизни), пост три дня в неделю, употребление пищи строго два раза в день. Общин становилось все больше и больше, в каждой – свой старший. Появилась обязательная ночная молитва с многочисленными земными поклонами.
Движение вызывало все более резкие реакции – благоговейное принятие одними и полное отторжение другими. К началу 80-х годов ХIХ века руководство православной церкви оценивало число беседников в сто тысяч человек. Периодически движение переживало гонения. В монастыре, созданном Анастасией Керовой, вскоре возник конфликт на почве зависти сестер монастыря оттого, что к монахине Марии (монашеское имя Анастасии Керовой) приходило очень много людей за духовным советом. В какой-то момент сторону игуменьи и насельниц против матушки Марии и беседнического движения принял местный архиерей Гурий: беседников обвинили в ересях и сектантстве. Владыка даже отлучил монахиню вместе еще с 73 беседниками от церкви, однако проведенная экспертиза никакого криминала в беседничестве не выявила, и они вновь смогли участвовать в церковных таинствах.
Несмотря на то, что владыка Гурий впоследствии изменил свое отношение к беседникам, движение к тому времени было настолько оклеветано, что было вынуждено уйти в подполье, где и находилось несколько десятилетий как до 1917 года, так и после него. Старцы сменяли один другого, беседники продолжали жить строгой иноческой жизнью в миру, участвовали в церковных таинствах, материально поддерживали храмы, проводили домашние беседы. Два старца – Георгий Мигачев и отец Сергий Космиров были подвержены репрессиям со стороны НКВД. Все эти годы беседники себя никак открыто не проявляли.
Только в 90-е годы ХХ века беседничество окончательно вышло из подполья силами отца Павла Алексахина, возглавившего движение в 1978 году. Девятый беседнический старец не просто открыто говорил о движении в газетах или на телевидении – он зарегистрировал беседников как общественную организацию. Отец Павел издавал массовыми тиражами серию книг, посвященных их жизни. Отца Павла ценили и в церкви, и в обществе. Он стал первым священником Самарской епархии, которому было присвоено звание почетного гражданина Похвистневского района. В церкви также высоко ценили его труды – и в 1997 году архиепископ Самарский и Сызранский Сергий от имени святейшего патриарха наградил отца Павла Алексахина митрой – высшим отличием для рядового священника.
Однако для беседников, которых в наше время уже не сотни и не десятки тысяч, а всего около пятисот человек, самым главным в отце Павле было не его признание, а та духовная помощь, которую он оказывал своим духовным чадам. И после его кончины, произошедшей 7 лет назад, они с благодарностью и теплом вспоминают его наставления:
– Работайте над собой.
– Разбирайте себя: на чем грех родится и как его победить.
– Не гордитесь, гордость противна Богу. Гордость – крайнее убожество души: находясь во тьме, человек думает, что он во свете.
– Отчаяние хуже гордости. Человек отвергает милосердие Божие и не надеется на него.
– Борьба с собой до последней минуты жизни.
– Без наставника никакая плоть не спасалась.
– Где борец, там и венец.
– Свет экономьте, воду зря не лейте, бумагу не рвите, что валяется – подберите.
– Не ждите, чтобы вас заставляли.
– Не многолетие спасает, а правильное житие.
– Тело – достояние червей, а душа пойдет на ответ к Богу.
- Ты на чужую полоску не смотри, а свою пропалывай.