В июне текущего года на заседании Высшего церковного совета был вынесен на рассмотрение документ о подготовке специалистов в миссионерской, катехизической, молодежной и социальной областях. Важный, нужный и своевременный документ, который был составлен для решения, может быть, ключевых современных проблем Русской православной церкви.
Задачи этого циркуляра состоят в том, чтобы обозначить критерии, предъявляемые к образовательным учреждениям, готовящим специалистов в указанных областях, указать на принципы аккредитации образовательных программ по этим направлениям, прописать принципы контроля и процедуру выдачи лицензии и, значит, права на подготовку таких специалистов.
На июльском заседании Священного Синода этот документ был принят.
Теперь каждый православный христианин будет иметь право заниматься миссией, катехизацией, молодежной работой и помощью ближнему только после… Нет-нет, теперь все учебные заведения, которые желают помогать православным христианам заниматься миссией, катехизацией, молодежью и милосердием, будут обязаны тщательно соблюсти все необходимые процентные соотношения профессорско-преподавательского состава, написать учебные программы, обеспечить учеников книгами, то есть сделать все то, что предписано законом об образовании.
Проверять это будет Межведомственная комиссия при Учебном комитете РПЦ. На трех страницах описывается процедура подачи заявления на аккредитацию. На восьми страницах рассказывается о том, как будет приниматься решение, формироваться инспекционная комиссия и осуществляться контроль.
Ключевой вопрос: для чего был принят этот документ? Ответ содержится на его же страницах.
Для «обеспечения церковной деятельности качественно подготовленными специалистами», для «развития потенциала образовательных организаций» и для «защиты интересов обучающихся посредством обеспечения аутентичности содержания образовательных программ».
Формально же Учебный комитет составит открытый реестр, в котором будет перечислены все «имеющие право». В документе ничего не сказано о «праве не имеющих» и том, насколько эффективен может быть подобный подход к церковной образовательной деятельности. Но, судя по «успеху» начинаний Русской православной церкви в указанных областях, эти вопросы остаются открытыми.