Что общего между русским аристократом, поделившимся многомиллионным имуществом с бывшими крепостными, канонизированным мэром Флоренции и замученной немцами помощницей Гуссерля, оставившей науку ради монастырской жизни? В облике и внешних обстоятельствах их жизни – почти ничего, но внутренне их судьбы стали примером того, как можно идти путем святости в современном мире.
Об этом говорили на круглом столе «Христиане в современном мире – вдохновляющая действенность примера», организованном Преображенским содружеством малых православных братств и Ассоциациями христиан трудящихся Италии (АКЛИ) и посвященном выходу в свет книги «Современные пути святости. Наши учителя».
В этой книге собраны рассказы о духовном опыте людей, ставших учителями для верующих в России и Италии. Папа Иоанн XXIII, еп. Таврический Михаил (Грибановский), Эдит Штайн и мать Мария (Скобцова), Джорджо Ла Пира и С.С. Аверинцев – ХХ век оказался богат людьми, явившими миру новый образ христианства, которому поверил современный человек. Они показали образ действенной, милосердной церкви, дающей авансы любви и доверия абсолютно всем людям. Образ Церкви, сошедшей в самую гущу жизни с постамента, откуда было так удобно назидать в течение многих веков. Единственное, чем эти люди назидали других – самой своей жизнью и своей смертью.
– Речь идет о новых формах посвященности Богу, которая предполагает иную обращенность к миру и к себе, – сказал ведущий круглого стола, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви Давид Гзгзян. Он заметил, что подобный опыт означает жить каждое мгновение действенно, как бы переспрашивая самого себя – действительно ли я христианин. В этом случае вся жизнь человека становится творчеством.
– Живите так, как говорите! – такой призыв современного человека к церкви озвучил Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России. Он заметил, что нынешний Папа Франциск ввел понятие симпатии в жизнь современной католической церкви. Симпатии не как простой улыбки, а как симпатии людей к Богу и к церкви. При этом и церковь без искренней обращенности к Богу и одновременно к человеку никого привлечь не сможет. Директор Центра проблем религии и общества Института Европы РАН профессор Анатолий Красиков сказал, что папа Франциск воплощает программу, озвученную на II Ватиканском соборе, ознаменовавшем в начале шестидесятых годов новую эпоху в отношениях церкви и общества.
– Если на западе новые импульсы в духовную жизнь вносит папа Франциск, то у нас такую роль выполняет Наталья Дмитриевна Солженицына, – сказал духовный попечитель Преображенского братства профессор священник Георгий Кочетков. – Она сделала для нас то же самое, когда в Федеральном собрании сказала, на каком языке должна говорить церковь в области культуры и вообще в социуме.
Все катастрофы ХХ века коренятся в том, что церковь вместе со своим великолепным богословием, таинствами и священством часто просто присутствовала в мире, но не была для общества действенным примером.
– Если будет явлен пример христианской жизни, если он будет действенным и вдохновляющим, он послужит для нас путеводным моментом и многие проблемы решатся как на Западе, так и на Востоке, – сказал о. Георгий. – Одна из самых больших проблем в нашей стране – отсутствие таких примеров.
Какой пример может захватить воображение современного человека, живущего в хаосе из информации, где ориентиры для жизни задают рекламные компании, а границы перестали отделять одно государство от другого? Каким должен быть святой в этом мире? На эти вопросы попробовал ответить Джованни Бьянки, президент национального АКЛИ с 1987 по 1994 г:
– Сегодня великодушие нашей веры и острота нашей мудрости будут судиться по способности понять изменения и принять чужого, сплотить общество. Так же и наши политические системы, наша демократия будет судиться по этим же критериям. Качество нашей жизни и наших общин будет оцениваться по их открытости.
Джованни Бьянки сказал, что церковь может поделиться с современным человеком опытом общинности, потому что иначе «общество будет неспособным к сплоченности и развитию». Общинность – особое качество жизни, при котором один человек открыт к общению с любым другим человеком, к общению ответственному, не пустому. Этот уникальный опыт доверия, который дает возможность что-то делать вместе и всерьез менять мир, подсознательно ищут все люди. За этим современный человек обращается в церковь и если ожидания не оправдываются, церковь для него становится одним из институтов, который декларирует некоторые поучительные истины.
Именно возрождение в церкви общинного и братского духа, духа свободы и общения способно порождать действенные примеры для современного разрозненного мира. Отец Георгий Кочетков напомнил, что Николай Бердяев отождествлял общение с общиной и именно к такому общению мы все стремимся. «Кто не хочет полноты общения между западной и восточной церквями? Нужно быть безумцем, чтобы этого не хотеть», – сказал отец Георгий, подчеркнув, что община – новая форма общения, которая порождает ответственность.
Нетрудно заметить, что в Италии, да и вообще в Европе, люди достаточно легко объединяются и берут ответственность за разные сферы общественной жизни. В России пока таких предпосылок немного. На это обратила внимание заведующая кафедрой Священного писания СФИ, член Преображенского братства Лариса Мусина, отметив, правда, что есть небольшое количество людей, в основном светских, нецерковных, которые вопреки всему собирают людей и по-настоящему действуют.
– Да, очень важно, что в России не было столь полных отношений между человеком и социумом, но зато было удивительное самосознание, открытие самого человека, – сказала Джованна Паравичини, сотрудник Апостольской нунциатуры в Российской Федерации, размышляя о картине святости ХХ века. – Люди, которые упомянуты в изданной сегодня книге зачастую воспринимались современниками неоднозначно, но это были те, кто искренне искал истину как внутри себя, так и вокруг.
В завершение круглого стола собравшиеся сошлись во мнении, что сам выход этой книги уже объединяет людей, созидает дружбу и общение, к которому призваны все христиане. А опыт учителей, о которых эта книга рассказывает, способен излечить многие искажения в жизни церкви и общества. Дело – за учениками.
Елена Кудрявцева для информационной службы Преображенского братства
Фото Николая Токарева