«Наталья Солженицына выполняет в России роль Папы Франциска»

12 февраля 2014
Почему церковь должна спуститься с постамента в гущу жизни?

Что общего между русским аристократом, поделившимся многомиллионным имуществом с бывшими крепостными, канонизированным мэром Флоренции и замученной немцами помощницей Гуссерля, оставившей науку ради монастырской жизни? В облике и внешних обстоятельствах их жизни – почти ничего, но внутренне их судьбы стали примером того, как можно идти путем святости в современном мире.

Об этом говорили на круглом столе «Христиане в современном мире – вдохновляющая действенность примера», организованном Преображенским содружеством малых православных братств и Ассоциациями христиан трудящихся Италии (АКЛИ) и посвященном выходу в свет книги «Современные пути святости. Наши учителя».

В этой книге собраны рассказы о духовном опыте людей, ставших учителями для верующих в России и Италии. Папа Иоанн XXIII, еп. Таврический Михаил (Грибановский), Эдит Штайн и мать Мария (Скобцова), Джорджо Ла Пира и С.С. Аверинцев – ХХ век оказался богат людьми, явившими миру новый образ христианства, которому поверил современный человек. Они показали образ действенной, милосердной церкви, дающей авансы любви и доверия абсолютно всем людям. Образ Церкви, сошедшей в самую гущу жизни с постамента, откуда было так удобно назидать в течение многих веков. Единственное, чем эти люди назидали других – самой своей жизнью и своей смертью.

– Речь идет о новых формах посвященности Богу, которая предполагает иную обращенность к миру и к себе, – сказал ведущий круглого стола, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви Давид Гзгзян. Он заметил, что подобный опыт означает жить каждое мгновение действенно, как бы переспрашивая самого себя – действительно ли я христианин. В этом случае вся жизнь человека становится творчеством.

 

Живите так, как говорите!

– Живите так, как говорите! – такой призыв современного человека к церкви озвучил Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России. Он заметил, что нынешний Папа Франциск ввел понятие симпатии в жизнь современной католической церкви. Симпатии не как простой улыбки, а как симпатии людей к Богу и к церкви. При этом и церковь без искренней обращенности к Богу и одновременно к человеку никого привлечь не сможет. Директор Центра проблем религии и общества Института Европы РАН профессор Анатолий Красиков сказал, что папа Франциск воплощает программу, озвученную на II Ватиканском соборе, ознаменовавшем в начале шестидесятых годов новую эпоху в отношениях церкви и общества.

– Если на западе новые импульсы в духовную жизнь вносит папа Франциск, то у нас такую роль выполняет Наталья Дмитриевна Солженицына, – сказал духовный попечитель Преображенского братства профессор священник Георгий Кочетков. – Она сделала для нас то же самое, когда в Федеральном собрании сказала, на каком языке должна говорить церковь в области культуры и вообще в социуме.

Все катастрофы ХХ века коренятся в том, что церковь вместе со своим великолепным богословием, таинствами и священством часто просто присутствовала в мире, но не была для общества действенным примером.

– Если будет явлен пример христианской жизни, если он будет действенным и вдохновляющим, он послужит для нас путеводным моментом и многие проблемы решатся как на Западе, так и на Востоке, – сказал о. Георгий. – Одна из самых больших проблем в нашей стране – отсутствие таких примеров.

 

Святой эпохи глобализации

Какой пример может захватить воображение современного человека, живущего в хаосе из информации, где ориентиры для жизни задают рекламные компании, а границы перестали отделять одно государство от другого? Каким должен быть святой в этом мире? На эти вопросы попробовал ответить Джованни Бьянки, президент национального АКЛИ с 1987 по 1994 г:

– Сегодня великодушие нашей веры и острота нашей мудрости будут судиться по способности понять изменения и принять чужого, сплотить общество. Так же и наши политические системы, наша демократия будет судиться по этим же критериям. Качество нашей жизни и наших общин будет оцениваться по их открытости.

Джованни Бьянки сказал, что церковь может поделиться с современным человеком опытом общинности, потому что иначе «общество будет неспособным к сплоченности и развитию». Общинность – особое качество жизни, при котором один человек открыт к общению с любым другим человеком, к общению ответственному, не пустому. Этот уникальный опыт доверия, который дает возможность что-то делать вместе и всерьез менять мир, подсознательно ищут все люди. За этим современный человек обращается в церковь и если ожидания не оправдываются, церковь для него становится одним из институтов, который декларирует некоторые поучительные истины.

Именно возрождение в церкви общинного и братского духа, духа свободы и общения способно порождать действенные примеры для современного разрозненного мира. Отец Георгий Кочетков напомнил, что Николай Бердяев отождествлял общение с общиной и именно к такому общению мы все стремимся. «Кто не хочет полноты общения между западной и восточной церквями? Нужно быть безумцем, чтобы этого не хотеть», – сказал отец Георгий, подчеркнув, что община – новая форма общения, которая порождает ответственность.

 

Собрать рассеянное

Нетрудно заметить, что в Италии, да и вообще в Европе, люди достаточно легко объединяются и берут ответственность за разные сферы общественной жизни. В России пока таких предпосылок немного. На это обратила внимание заведующая кафедрой Священного писания СФИ, член Преображенского братства Лариса Мусина, отметив, правда, что есть небольшое количество людей, в основном светских, нецерковных, которые вопреки всему собирают людей и по-настоящему действуют.

– Да, очень важно, что в России не было столь полных отношений между человеком и социумом, но зато было удивительное самосознание, открытие самого человека, – сказала Джованна Паравичини, сотрудник Апостольской нунциатуры в Российской Федерации, размышляя о картине святости ХХ века. – Люди, которые упомянуты в изданной сегодня книге зачастую воспринимались современниками неоднозначно, но это были те, кто искренне искал истину как внутри себя, так и вокруг.

В завершение круглого стола собравшиеся сошлись во мнении, что сам выход этой книги уже объединяет людей, созидает дружбу и общение, к которому призваны все христиане. А опыт учителей, о которых эта книга рассказывает, способен излечить многие искажения в жизни церкви и общества. Дело – за учениками.

 

Давид Гзгзян
Давид Гзгзян
Алессандро Салаконе
Алессандро Салаконе
Слева направо - Анатолий Красиков, Дмитрий Гасак, свящ. Георгий Кочетков, Давид Гзгзян
Слева направо - Анатолий Красиков, Дмитрий Гасак, свящ. Георгий Кочетков, Давид Гзгзян
Адриано Делль’Аста, директор Итальянского института культуры в Москве
Адриано Делль’Аста, директор Итальянского института культуры в Москве
Свящ. Георгий Кочетков
Свящ. Георгий Кочетков
Джованни Бьянки
Джованни Бьянки
Лариса Мусина
Лариса Мусина
Представители АКЛИ Пьеранжело Торричелли, Энрико Леони
Представители АКЛИ Пьеранжело Торричелли, Энрико Леони
Джованна Паравичини
Джованна Паравичини

Елена Кудрявцева для информационной службы Преображенского братства


Фото Николая Токарева

загрузить еще