Настоящее общение – это редкий цветок

16 июля 2009
Настоящее общение всегда предполагает чувство того, что людей соединяет нечто высшее, как бы они это высшее не именовали. Я бы еще сказал про общение так, как Пастернак говорил про искусство: «влеченье, сила и захват». Если это глубокое общение, то оно захватывает, держит, обладает такой силой, что из поля нашего зрения пропадает всё, что нас окружает. Самое главное происходит здесь и сейчас – внутри нас и между нами.
Встреча Марии и Елизаветы.Фрагмент фрески Софийского собора в Киеве, XI век
Встреча Марии и Елизаветы.Фрагмент фрески Софийского собора в Киеве, XI век
Интервью со свящ. Иоанном Приваловым

– Отец Иоанн, как Вы считаете, актуальна ли тема «Общность, общение, община в современном мире»?

– Конечно, актуальна. Но, говоря о ней, важно помнить, что когда поднимаются такие темы, а разрешения проблем при этом не происходит, наступает усталость и гаснет интерес. Поэтому очень важно, как говорить об общении и какие плоды принесет наш разговор. Ведь если он не расчистит «завалы» внутри нас, не породит плодотворное общение, тогда будет только хуже. В этом смысле мы беремся за рискованную тему.

Примеров истинного общения немного. Очень много подмен. Мы можем говорить красиво, умно, завораживающе...

А в XX веке вообще ярко проявилась «вера в заговоры», в заговаривание людей. Оказалось, что можно говорить, говорить, говорить, говорить, говорить, до тех пор, пока собеседник не пропитается твоей идеологией. Мне сказали, что во Вьетнаме и Северной Корее использовали такой метод против американских солдат, и это действовало.

Поэтому я думаю, что у общения очень много двойников. Подмен много. А настоящее общение – это все-таки редкий цветок. Сам дар общения, может быть, встречается чаще, но почему-то он очень плохо усваивается. Подлинное общение предполагает открытость к горнему, к высшему. Мне памятны слова Дитриха Бонхёффера: «христианин предпочтет говорить с Богом о брате, нежели с братом о Боге». Мне дорого то, как Бонхёффер настойчиво утверждает вертикальное измерение общинной, христианской, церковной жизни. Подлинное общение возможно только в совместной устремленности к истине.

Один из главных врагов общения – лицемерие, когда мы начинаем человекоугодничать, льстить человеку. Иногда от этого бывает трудно удержаться. Да, бывает лесть церемониальная, «протокольная», в которую по большому счету никто не верит. Но бывает лесть и в братском общении, и она более опасна.

Я думаю, что настоящее общение всегда приводит к общности судьбы и поддерживается этим общим путем, какими-то обязательствами, которые люди берут на себя. И оно заканчивается при чьем-либо уходе с этого пути, при перемене или измене пути.

Но даже если этого не происходит, люди вовсе не обречены общаться, общаться, общаться 24 часа в сутки и все оставшиеся годы своей жизни. Общение – ветер, который веет, где хочет, когда хочет и как хочет. Если Бог подарил общение, оно совершенно не обязательно должно идти только по нарастающей. Известный пример – Александр Исаевич Солженицын и о. Александр Шмеман. Их первая личная встреча была пиковой, потом уже общение не поднималось до такой высоты. И такое тоже возможно. Я думаю, что ставить вопрос, почему дальше это общение не обогащалось, не расширялось – неправильно. Понятно, что по-человечески все мы страдаем, пережив какой-то взлет, а потом – «понижение тона», невозможность подняться на прежнюю высоту. Но в связи с этим мне вспоминаются слова Ольги Александровны Седаковой: «Кто выпал из руки чудес, но не скажет «пусты чудеса», перед тем с почтением склоняются небеса». Важно запечатлеть, запомнить тот дар, который был дан Богом, и возвращаться к нему в своем сердце, не предавая его. Мне кажется, что нужно быть верным тому, что открылось, и тогда будет верность первой любви. Может быть, это значительно важнее и наполненнее, чем страдать на тему: «почему сегодняшняя высота не поднимается выше той высоты, что была раньше, почему мы не идём все выше и выше?» В этом смысле марш советских авиаторов («Все выше, и выше, и выше...») – не христианский гимн. Очень часто жизнь движется более сложно. Я не говорю, что это хорошо, но это нужно учитывать. Даже ракеты, и те движутся вверх не строго перпендикулярно.

– В жизни любого человека есть минуты подлинного общения независимо от того, верующий он или нет. А есть ли признаки, по которым можно узнать подлинное общение?

– Настоящее общение всегда предполагает чувство того, что людей соединяет нечто высшее, как бы они это высшее не именовали. Я бы еще сказал про общение так, как Пастернак говорил про искусство: «влеченье, сила и захват». Если это глубокое общение, то оно захватывает, держит, обладает такой силой, что из поля нашего зрения пропадает всё, что нас окружает. Самое главное происходит здесь и сейчас – внутри нас и между нами. Но и тут могут происходить подмены. Ведь иногда интенсивное общение сводит людей с ума. Поэтому важно судить по духу и по плодам. Истинное общение исходит из свободы и преумножает свободу («познаете Истину, и Истина сделает вас свободными»). В истинном общении люди не привязываются друг к другу, а каждый раз отпускают друг друга на свободу:

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

я мог свободу даровать!

Еще в настоящем общении есть момент внезапности, неожиданности, потому что это в какой-то мере и Божий дар. Невозможно запланировать чудо, можно его ожидать. Мы часто в таинствах соприкасаемся с Богом, но поставить встречу с Богом в план невозможно. Можно поставить в план поход на Литургию...

– По результатам опросов ВЦИОМ более половины населения России счастливы, треть основывают свое счастье на семейном благополучии. Стоит ли в таком контексте затрагивать тему церковного общения?

– Общение предполагает полноту жизни. Если люди счастливы, то они тем более расположены к общению с другими, ведь любящий дарствует. Счастье, причастие, участие - однокоренные слова. Я не знаю, может ли быть человек счастлив, если он радостно и свободно не участвует в судьбе других?

– Насколько нужен разговор об общине и общении современному человеку с его сомнениями, кризисами, неверием и всем остальным?

– Я не знаю как сейчас, но еще полгода-год назад потребность в этом была очень высока. Я видел, что стало появляться много просветительских проектов, где главный подтекст – в том, что хорошо бы что-то делать вместе. Наступила такая атомизация, такое разобщение, что катастрофически падает качество в самых разных областях жизни. Качественные вещи человек в одиночку производить не может. Ученые нуждаются в пространстве, где они могут обсуждать идеи и мысли, даже если в этом есть риск плагиата. Искусство умирает без воздуха общения, любому творческому человеку нужно пространство, объем, резонанс. Писать в стол – требует большого мужества, и непонятно, что из этого потом получается. Вещи, изъятые из своего времени часто остаются только памятниками истории, не более того. Есть вещи, которые должны прозвучать во времени. А для этого требуется общество, община, общение.

– В каком случае Вы оценили бы обсуждение этих проблем как успешное?

– Как минимум нам самим нужно освободиться от той копоти, пыли, которая насела на нас под видом общения. Мне кажется, что в последние годы было много произнесено громких слов по поводу общения и общины. Некоторые слова оказались фальшивыми, несмотря на их звонкость. Возникла «идеология общения и общины».

– В чем именно выражалась эта идеология?

– В том, что под общением понималось желание «заговорить» собеседника: «Надо общаться, общаться», «нужно больше общаться», «нужно как можно больше общаться», «нужно друг с другом общаться», «нужно всегда общаться» и т.д.

Все-таки в общении нужно двигаться не столько по горизонтали, сколько по вертикали. А вертикальное общение – это общение с Богом и через Бога. Вспомним, что пишет Бонхёффер: «один христианин нуждается в другом христианине только ради Иисуса Христа, один христианин приходит к другому христианину только через Иисуса Христа». Бонхёффер напоминает нам, что Христос – единственный Посредник не только между мной и Богом, но и между мной и братом, между мной и миром.

Беседовала Дарья Макеева
Кифа №7(97), май 2009 г.
загрузить еще