Фестиваль прошел на туристической базе «Долина Аракаевских пещер (г. Михайловск, Свердловская область) и собрал свыше восьмидесяти участников, жителей Екатеринбурга и области (Михайловска, Каменск-Уральского, Среднеуральска, Заречного) и Москвы. Гости и участники фестиваля приехали со своими семейными историями, документами, артефактами, которые вошли в музейную экспозицию, открытую во время фестиваля.
– Прежде всего, стояла задача всем вместе погрузиться в историю России через истории конкретных семей, вместе поразмышлять о том, что было важного в истории нашей страны именно для каждой семьи, что стало поворотной точкой в судьбе семьи: революция ли 1917 г., война ли 1941-1945 гг., период ли Сталинских репрессий и так далее, – рассказывает один из организаторов фестиваля Дмитрий Каштанов, председатель Свято-Екатерининского братства, директор Бюро Исторических Исследований. – Мы построили фестиваль таким образом, что смогли охватить несколько важных в истории нашей страны эпох.
В течение целого дня работали фестивальные площадки, охватившие четыре основных периода истории России XX века – 1900-1917, 1917-1945, 1945-1970 и 1970-2000 годы.
На фестивальных площадках в каждом периоде мы старались искать ту надежду, которая питала народ, давала силы пережить трудные времена. Так, например, на площадке «1900-1917 гг.» размышляли о том, что в этот период жизни России у людей рождалась надежда на свои силы, собственный труд, на то, что «мы наш, мы новый мир построим»: освобожденные крестьяне строили деревни, поднималось хозяйство. Одна из участниц площадки Татьяна поделилась своей историей о том, что оба ее дедушки родом из Владивостока через несколько морей ездили в Санкт-Петербург для того, чтобы получать образование. А заодно заражались там революционными идеями и везли их к себе на родину.
В «1917-1945 гг.», по мнению участников площадки, русские люди искали свою надежду в нескольких направлениях. Во-первых, соборное чувство, сильно развитое в русском народе, давало надежду на то, что вместе мы сможем всё, вместе любые невзгоды можно перенести, «всем миром, всем народом, всей землей…». К сожалению, как отметили участники площадки, на этом соборном чувстве сыграли и не раз иные силы и иной, явно не соборный, дух.
Следующую надежду этого времени можно сформулировать как «там наверху разберутся».
– Нам показалось, что эта надежда была ложной, – рассказывает участница площадки Елизавета. – Так, например, известно много историй, когда люди, которых арестовывали, не верили в то, что их действительно осудят, посадят в тюрьму, репрессируют, многие по-настоящему верили, что «наверху» разберутся, что произошла какая-то ошибка, и их освобождение – это вопрос краткого времени. Была вот эта вера и надежда на справедливое начальство.
И основная надежда этого времени, как показалось участникам площадки, была в уповании на Бога. Когда не оставалось сил физических, душевных, духовных, оставалась вот эта последняя надежда. Недаром именно этот период в истории России дал миру сонм новых святых – новомучеников и исповедников Российских.
На площадке «1945-1970 гг.» размышляли о послевоенном времени, новых стройках, освоении дальних рубежей страны. В это время надежда возлагалась на светлое послевоенное будущее, восстановление народного хозяйства. Опять же, «всем миром, всем народом».
На площадке «1970-2000 гг.» основным веянием времени, дающим надежду, отметили возможность исповедовать православную веру и свободу, появившуюся в России в 1990-е годы и давшую новые возможности и церкви, и обществу.
После работы фестивальных площадок, праздничного обеда и отдыха, начали свою работу фестивальные мастер-классы: о том, как собирать историю семьи (восстанавливать генеалогию); о традициях семейного образования (в свете воспитания детей как воспитания надежды); о том, как написать книгу об истории своего рода, не будучи профессиональным автором и издателем; прочие мастер-классы (фольклорные игры и танцы, подарки и поделки).
Финалом фестиваля стал праздничный концерт-размышление, участниками которого стали все без исключения организаторы и гости.
Готовились к выступлениям группами – участниками фестивальных площадок. Каждая эпоха истории России была представлена культовыми песнями, стихами, фильмами, художественными произведениями. Подводились итоги работы фестивальных площадок.
В течение всего дня на фестивале работал музей Семейных историй, где были представлены истории жизни разных людей, выставлены артефакты, семейные реликвии. Одна из гостей фестиваля, редактор газеты «Каменск православный» (г. Каменск-Уральский) Людмила Сапунова, особо впечатлилась именно музеем:
– То, что вы делаете, просто удивительно, ведь вы, кажется, не все профессиональные историки или музейные работники, а просто инициативная группа, а между тем все сделано на славу, хоть и своими силами. Столько историй собрать, оформить все это… Это настоящее дело!
– Главное, что на наш взгляд удалось, это всем вместе погрузиться в историю страны, – рассказал один из участников фестивальных площадок Константин Матвейшин, член Благовещенского братства (Москва). – Не каждый из нас с ней хорошо знаком. А здесь на примере конкретных жизней мы смогли вспомнить то, что было. Лично меня удивило, что люди хотят этим заниматься и ищут свои корни, работают с архивами, разбираются в истории… Особо удивил тот факт, что надежду конца XX века гости увидели в возможности открыто исповедовать веру православную… Я лично ожидал чего угодно, как надежду этого периода, но не такого ответа.
Разъезжаясь, гости фестиваля благодарили организаторов. Казалось, каждый был удивлен и тронут вниманием к истории его семьи, рода. Хочется надеяться, что тема будет иметь продолжение, так как на фестивале побывали не только те, кто уже занимается восстановлением памяти о своем роде, но и те, для кого тема прозвучала впервые и, как говорится, задела за живое.
В заключение концерта-размышления и самого фестиваля прочли молитву основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) из сборника «Восстань на помощь нам. Молитвы за Россию», заканчивающуюся словами «Дай, Господи, России пройти путь покаяния и осознания в смирении; дай, Господи, ей преображение!» И, хочется добавить, надежду: ведь именно надежда и вера все эти годы давали большинству семей в нашей стране выстоять и выжить.
Организаторами фестиваля выступили малые православные братства Свято-Екатерининское (Екатеринбург) и Благовещенское (Москва) и Бюро Исторических Исследований (Екатеринбург).
Елена Каштанова, Свято-Екатерининское братство
Фото Ольги Шараповой, Благовещенское братство