«Мы часто не доверяем себе как образу Божьему»

28 июня 2019
Увидеть и услышать икону, фреску, храм учили на семинаре в Тверской епархии

Иконы, храмы, скульптура, фрески, инкрустированные серебром и золотом фолианты Писания – всё это может вызывать и настоящий искренний восторг, и восхищение «за компанию», по доверию к церковному вкусу и, по тому, что это проверено временем и одобрено утонченными «арбитрами искусств». Но многовековой авторитет древних произведений и даже великих шедевров сегодня часто заглушает их живой голос, не даёт понять, что они говорят нам сейчас и говорят ли ещё.

Тому, как «расслышать» голос рублёвской «Троицы», храма Покрова на Нерли и других уникальных произведений был посвящен семинар «Церковное искусство: кризис от успеха», организованный Тверскими малыми православными братствами по благословению митрополита Тверского и Кашинского Саввы.

«Сегодня шедевры церковного искусства глубоко изучают только специалисты, которые чаще всего не ставят перед собой задачи раскрыть их духовный смысл, – говорит Александр Копировский, преподаватель церковного искусства Свято-Филаретовского православно-христианского  института. – Поэтому так важно каждому самому учиться видеть и слышать эти произведения, но для этого нужны терпение и надежда, что вы увидите».

Слева направо: ведущий семинара Андрей Васенёв, Александр Копировский, председатель Епархиального миссионерского отдела иерей Антоний Русакевич
Слева направо: ведущий семинара Андрей Васенёв, Александр Копировский, председатель Епархиального миссионерского отдела иерей Антоний Русакевич

Иконы, песнопения, храмовое убранство воспринимаются часто как некие обязательные атрибуты богослужения, находящиеся этом пространстве от века. Какой смысл и сообщение несут нам эти образы, мы часто не задумываемся. В лучшем случае кому-то удастся различить отдельных святых или известные евангельские события. Это и есть признаки того, что называется «кризисом от успеха», мешающим подлинному восприятию.

«Один из возможных вариантов – не "разбирать" храм или икону на элементы, пытаясь истолковать каждый из них отдельно, – считает Александр Копировский, – но постараться целостно увидеть несколько выдающихся, известных всему миру русских храмов, икон, даже картин – подлинных чудес России, шедевры церковного искусства, такие как Спасо-Преображенская церковь в Кижах, храм Покрова Богородицы на реке Нерли, "Троица" Андрея Рублева, "Явление Христа народу" Александра Иванова. Эти произведения помогают разглядеть то, что скрыто от глаз». 

Не сразу и не каждому удается понять самое, кажется, простое, – что цель церковного искусства, будь то пение, стихословие или зримый образ, – не просто эстетическое наслаждение, а помощь в диалоге человека с Богом, ближним и самим собой. 

«Мы часто не доверяем себе как образу Божьему, – добавляет Александр Копировский. – Но в нас есть нечто, что при соприкосновении с большим вызывает резонанс. Так открывается искусство, подобным образом человеку открывается и Бог. Мы очень часто не доверяем себе как образу Божию, не верим, что в нас есть то, что способно откликнуться на подлинное в искусстве».

Следующий семинар этого цикла на тему «Образ Бога и человека в русской геральдике Европы»  проведет историк, член Геральдического совета при президенте РФ Владимир Лавренов 5 августа. 

Екатерина Евсеева
Фото: Алексей Максимов
загрузить еще