Три часа утра, четыре, пять... нашему усталому взору открываются пейзажи предрассветного Закарпатья – холмы с развалинами замков, залитые туманом долины, огромные поля подсолнечника. Мы едем ночным поездом из Братиславы в Прешов. Это Словакия – страна в самом центре Европы, про которую в России почти не вспоминают с тех пор, как корень «Чехо-» ушел из названия.
В этом году здесь проходит встреча Всемирного содружества православной молодежи «Синдесмос» – организации, которая уже более шестидесяти лет объединяет православные молодежные движения разных поместных церквей. В последнее время ежегодные встречи «Синдесмоса» собирают двадцать пять-тридцать человек, хотя раньше участников могло быть больше сотни. Но география по-прежнему впечатляет: от Аляски до Эфиопии.
Об отсутствии катехизации, фундаментализме и секуляризации
Встреча «Молодежь размышляет о Церкви» посвящена прошедшему на Крите собору. Чтобы подступиться к теме, молодежь читала Писание, обсуждала в малых группах, что есть Церковь и «союз мира» (Σύνδεσμος), соборность. «Sobornost» – говорили наши англоязычные братья и сестры.
В первые два дня с докладами по Посланию собора («Послание Собора православной церкви православным людям и каждому человеку доброй воли») выступал приглашенный спикер отец Георгий Коваленко из Киева. Несмотря на интерес к собору, немногие из молодых членов «Синдесмоса» читали документ. На совместном обсуждении живой интерес вызвали такие пункты Послания как осуждение фундаментализма, необходимость свидетельства в жизни православного христианина, проблема современной секуляризации. В дальнейших размышлениях о Церкви мы неоднократно касались этих тем.
Спрашивали о них и старших в церкви. Так, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, участник собора на Крите, определил фундаментализм как поведение верующего, в котором могут присутствовать вера, моральные принципы, но отсутствует любовь. Отец Георгий Коваленко говорил о противостоянии секуляризации не как о борьбе церкви со внешним противником, но как о проблеме внутри церкви.
Разговор о свидетельстве вызвал живую реакцию среди молодежи, особенно в отношении научения в вере. Многие столкнулись с проблемой отсутствия катехизации в поместной церкви, назвали термин «cradle orthodox», как в США называют крещеных с рождения и не наученных в вере. Много сложностей вызывает путаница в понятиях «свидетельства» и «научения»: попытки свидетельствовать о Христе сводились к наставлению неверующего человека в христианской этике, догматике, экклезиологии, что влекло к охлаждению интереса к христианству как ко встрече с живым Богом.
Словацкое Православие
Один из дней мы провели в окрестностях Прешова. Это короткое паломничество по городам и деревням восточной Словакии познакомило нас с историей и жизнью православных в стране. Словацкое Православие, несмотря на тысячелетнюю историю, остается молодым.
После Бархатной Революции в 1989 году Православная церковь в Словакии лишилась практически всей собственности – помещения были переданы в пользование католическим и униатским общинам. Поэтому большинство храмов, которые нам довелось посетить, были построены относительно недавно местными православными общинами и словаками-эмигрантами. Здесь нет и следа того монументализма, который мы знаем по современной церковной архитектуре России. Византийская крестово-купольная форма основного объема храма причудливо сочетается с традиционным для русинского Закарпатья высоким деревянным шатром. Греческий стиль изображений людей и сюжетов – со свободным, смелым использованием храмового пространства.
Богослужение непривычно для русского уха. «В нашей митрополии народ знает богослужение лучше, чем во всем православном мире», – рассказал нам за ужином о. Милан Герка, ректор православной семинарии Прешова. Действительно, в некоторых храмах поет каждая бабушка, уверенно и громко, в русле народной традиции. На вечерне хор может состоять из регента и прихожан.
«Благословлять инициативу снизу»
Молодость словацкого православия не только «в бревнах». Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав – самый молодой предстоятель поместной церкви (сейчас ему тридцать восемь лет) и, возможно, один из самых неравнодушных к жизни церковной молодежи. Владыка неоднократно находил время для встречи с нами, а в один из дней конференции уделил нам целое утро, рассказав о своем пути служения.
Эпоха коммунизма закончилась двадцать лет назад, но наследие страхов, недоверия до сих пор отравляет церковную жизнь. Владыка принял свое служение как возможность изменить ситуацию, но через два года после хиротонии понял: «Ничего нельзя насаждать сверху». Если церковные цели остаются целями епископа, их редко получается достигнуть. Вместо этого, «надо благословлять и поддерживать любую инициативу снизу». Одной из таких всемерно поддержанных владыкой инициатив стала встреча «Синдесмоса» в стенах Прешовской семинарии.
Митрополит Ростислав рассказывал, отвечал на наши вопросы, сам расспрашивал о жизни православных в наших странах. Разговор «без галстуков» длился целых два часа и произвел на всех сильное впечатление: многие участники встречи отметили встречу как наиболее значимое событие всех дней конференции.
Удивительный литургический опыт
Богослужение «Синдесмоса» – удивительный литургический опыт. Оно целиком зависит от вклада каждого участника встречи. Кто-то потрудился в пении и собирании хора, кто-то – в подготовке англоязычных текстов богослужения. Многим из молодежи пришлось осознать свою ответственность за богослужение как членов церкви: священники оставили подготовку чинопоследования на нас.
Английский оставался основным языком общения и молитвы, но части богослужения звучали на церковнорусском, церковнославянском, французском, немецком, эфиопском, белорусском языках. К концу недели начинаешь подпевать «Херувимскую песнь» на английском, различать слова псалмов на французском.
Несомненно, «Синдесмос» – это место, где «двое или трое собираются во имя Христово». Меняется место встречи, меняется состав участников, но пока существует пространство, которое удалось отвоевать у мира основателями движения среди которых о. Александром Шмеманом, о. Павлом Евдокимовым, о. Иоанном Мейендорфом, а до них – деятелями религиозного возрождения в русском зарубежье.
Размышление о Церкви невозможно без движения, шага навстречу. Иногда оно начинается очень буквально: с решительного шага на подножку ночного поезда. «Молодежь размышляет о Церкви» – это не попытка найти Церковь в словах, но возможность увидеть ее среди нас. Если за этим шагом последуют другие, на встречах «Синдесмоса» и между ними, то этот шаг станет началом пути.
Александр Тавризян, Мария Дятлова
Фото Вильяма Фенцика