Диакон Кирилл Малякин в своем приветственном слове напомнил, что члены Александро-Невского братства оказали большое влияние на выбор духовного пути Геннадия Тимофеева, будущего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Епископ Гурий (Егоров), один из руководителей Александро-Невского братства, в 1950 году пригласил отрока Геннадия прислуживать ему за архиерейскими богослужениями в Успенском кафедральном соборе Ташкента, и положил тем самым начало служения Церкви Христовой митрополита Германа. Он общался также с братчицами Александро-Невского братства, проживающими в Ташкенте: Верой Киселевой (инокиней Верой), Анастасией Кузнецовой (монахиней Анастасией), Ольгой Костецкой (монахиней Макарией), монахиней Аполлонией и Евгенией Миллер (инокиней Евгенией).
Затем прихожане собора познакомились с историей возникновения Александро-Невского братства, с разнообразной просветительской и благотворительной деятельностью, которую братчики не прекращали даже в лагерях и ссылках, а также с жизнеописаниями членов братства - священномучеников архиеп. Иннокентия (Тихонова), архим. Льва (Егорова), архим. Варлаама (Сацердотского) и мучениц Киры Оболенской и Екатерины Арской. Прослеживается ещё одна связь Александро-Невского братства с Волгоградской епархией: есть сведения, что архим. Лев (Егоров) в 1923-24 гг. находился в ссылке в Волгоградской области, у озера Эльтон.
Были прочитаны также несколько писем братчикам от руководителей братства из лагерей и ссылок, выдержки из которых мы предлагаем вашему вниманию.
Из писем епископа Иннокентия (Тихонова) к братчикам
…
Паки и паки скажу вам: Братство священно, возлюбить и оценить его надо. И прошу и умоляю, и с прещением говорю: среди нас не должны быть слышны слова, до глубины души волнующие меня – хотя теперь уже только по воспоминанию: «Ухожу из Братства, не хочу с ним жить и молиться, буду в другую церковь ходить». Горе Вам – хочется сказать им. Вы не знаете, какие силы явлены в Вас. Тир и Сидон в Вашем положении покаялись бы. А Вы ничем вразумиться не хотите. Надеюсь, однако, друзья мои, что среди Вас уже не слышится подобных выражений, хотя супостат наш диавол, иский кого поглотити, и нашептывает их в сознании многих. Будем стыдиться этих мыслей и всячески избегать их. Молитесь о Братстве, как о великой милости, посланной Вам Господом Богом, и дорожите им, и радуйтесь, что через него Вы приобщены к телу Церкви, в которой и спасение себе получаете. Но берегитесь и гордости от сознания милостей Божиих. С благоговейным страхом живите в благодатном братском единении, памятуя, что оно «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
Архангельск, 8-21 декабря 1922 г.
…
Други мои, нужно хранить в идее и в жизни нашей принцип Церкви, как общества, как святого общения избранных Божиих, нужно украшаться верою в Бога и Творца и Искупителя, верою, которой мы научены в Церкви же, нужно богатеть добрыми делами и собирать сокровище некрадомое и неистощимое на небе… берегите Братство, это святое общение в Церкви.
Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами.
Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, Самую Церковь, Братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати Христианской жизни. А погибнуть церковное общение может только тогда, когда мы сами это сделаем, т.к. если мы этого не захотим и не сделаем, то общение с Церковью не уничтожит и весь ад во всем его могуществе и злой мудрости.
Архангельск, 10-23 февраля 1923 г.
Письмо иеромонаха Варлаама (Сацердотского)
Всем моим дорогим братиям и сестрам шлю привет свой и благословение от Господа!
Грустно мне было расставаться с вами, но 9 месяцев заключения ослабили несколько эту остроту, самые же проводы до слез тронули меня; видел я скорбные лица и ничем не мог помочь, даже сказать несколько слов и то не был в состоянии. Тяжело вам было, да и погода не благоприятствовала вам...
Поехали в места суровые, но вся дорога была весела и настраивала на приятные размышления. Все время мелькали перед нашими глазами красивые места северной суровой природы — как много подвижников спасалось в этих краях! О спасении как хорошо размышлять, и Соловки в мыслях не так страшны казались — сурово там и трудно, но ведь и весь путь спасения не легок. Суров он и претруден.
От этих мыслей легко становилось на душе, даже радостно, хотелось и самому приобщиться к этим трудам великим. Но если мы в мыслях только к этому можем подойти, то Господь Сам премудрым путем ведет нас всех к этому же. Еще ближе стала мне понятна внешняя суровость (не сухость, не черствость), в ней скрыты истоки той теплоты, которой не в силах дать никакие южные страны.
А сейчас живем совсем по-походному — ни читать, ни молиться нет времени и места, но Господь не дает ни одной минуты унылой, слава Ему Милосердному! Детки мои, хотелось мне сказать на проводах из вагона (так я и говорил и теперь повторяю), мои незабвенные, дорогие и любимые детки: до конца возлюбите Господа, Он не оставит вас, а нас помяните в молитвах своих!
Память о вас сохранит навсегда мое сердце. Благодарю и благословляю всех вас, дорогих.
13/26.Х.1924 г.
Ваш и. В.
В конце встречи прихожане собора посмотрели т/в фильм «Святая мученица Екатерина Арская» из цикла «Петербуржские заступники».