«Род Шаховских, к которому я принадлежу, – один из больших российских родов. В нем восемь ветвей и ныне почти шесть тысяч потомков, – рассказывает Елена Старостенкова, директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца». – То, что в каждом поколении Шаховских есть женщины, совершившие подвиг милосердия и любви к ближнему – это, на мой взгляд, свидетельство того, что лучшие качества души неистребимы в человечестве».
«Благотворительность и милосердие становились делом чести для целого рода, – говорит председатель Свято-Серафимовского малого братства Кирилл Мозгов. – Люди хранили доброе имя своих отцов и хорошо понимали, что те значительные средства и большие возможности, которыми они располагают, нужно использовать не только на себя. Перед Богом придется держать ответ, как ты распорядился своим богатством».
Однако сегодня мы вряд ли найдем в российских семьях большое число примеров такой непрерывной эстафеты любви, продолжающейся не одно столетие. Многие из лучших традиций, которые веками поддерживались в российском обществе, были прерваны в годы советской власти и надежно забыты. Начиная с конца 1917 года все благотворительные фонды были экспроприированы государством, поддерживаемые ими организации распущены. Только в Москве было закрыто около 200 богаделен, а их обитатели выгнаны на улицу. В Большой Советской Энциклопедии 1927 года написано, что «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». Это была целенаправленная политика государства – строить новое общество и создавать нового человека, а все прежнее считать отжившим.
«Сейчас мы видим, что в нашей стране дела милости возрождаются как инициатива снизу у самых разных людей, и это очень ценно, – говорит ведущая семинара историк церкви Людмила Комиссарова. – Но в дореволюционной России, как мы помним, традиция милосердного служения почти всегда была связана с христианской верой и способствовала особому собиранию людей».
В середине XIX века в России стали создаваться общины сестёр милосердия – объединения женщин, собранных ради служения бедным и больным. Для тех, кто входил в эти общины, помощь обездоленным часто становилась вдохновенным делом всей жизни. Замечательно, что основателями таких общин всегда были женщины, принадлежавшие к высшему обществу, вплоть до членов царской фамилии, такие как Пётр и Терезия Ольденбургские, великие княгини Елена Павловна и Елизавета Фёдоровна Романовы.
«Моя главная цель – облегчить людское страдание, открыть людям Божественный свет – быть маяком, – писала великая княгиня Елизавета Фёдоровна княгине Зинаиде Юсуповой. – Если Бог даст, пытаясь стать лучше, живя больше для других, научившись молиться с большей глубиной, я смогу стать людям настоящей опорой».
Конечно, эта прерванная революцией попытка устроения великой княгиней Елизаветой общины сестер милосердия была не первой и не единственной. К сожалению, подобные общины обычно не поддерживались государственной властью и воспринимались как частная инициатива, осуществляемая по желанию и на средства своих основателей. В церкви также вопрос создания и устроения жизни таких общин не обсуждался на сколько-нибудь серьезном уровне. Из-за недостатка у членов общин милосердия опыта совместной христианской жизни в служении ближнему такие начинания не имели продолжения, созданные общины не становились духовными семьями, а превращались в организации, где женщин обучали профессионально ухаживать за больными.
Но Марфо-Мариинская обитель будущей преподобномученицы Елизаветы стала принципиально новым явлением в жизни православной российской церкви и общества. Настоятельница и сестры обители стремились воплотить две главные заповеди – о любви к Богу и о любви к человеку – как в служении страждущим, так и в устроении общей жизни. «На примере жизни обители великой княгини Елизаветы Федоровны видно, насколько важно целостное отношение к человеку, а не только забота о его физическом здоровье, – говорит социолог Анна Алиева, преподаватель Свято-Филаретовского института. – Человек может потерять руки и ноги, но найти полноту жизни, восстановиться через любовь, деятельное внимание и отношение людей другу к другу, в основе которых будет пример следования за Христом».