В группе было восемь пенсионеров от шестидесяти трех до восьмидесяти лет и молодая мама с полуторагодовалым сыном. Кому-то трудно ходить, у кого-то проблемы с сердцем или головные боли. Решиться на эту поездку было нелегко.
В таких поездках важно не только посещение храмов и православных святынь, но и знакомство с людьми, и общение друг с другом – то, что называют братотворением.
Началось наше сентябрьское паломничество с дома-музея Михаила Михайловича Пришвина в деревне Дунино Одинцовского района. Там же, в Дунино, мы посетили храм во имя Архангела Михаила. Пришвин – настоящий пример мирного и непримиримого противостояния безбожной советской власти, глубоко верующий человек, имевший редкий дар любви. С экскурсоводом Лилией Александровной Рязанцевой, старшим научным сотрудником музея, мы нашли много общего: она рассказывала о Пришвине и при этом вспоминала многих близких нам людей – о. Тавриона (Батозского), к которому ездила в советское время, о. Александра Шмемана и чтении его дневника, о. Всеволода Шпиллера. Было радостно видеть, с каким энтузиазмом сотрудники заботятся о сохранении памяти о Пришвине: хранят в неприкосновенном виде его дом, проводят экскурсии, работают над первым изданием полной научной версии его дневников в восемнадцати томах. На сегодняшний день уже вышло из печати пятнадцать томов собрания.
Оказалось, что Дунино и его окрестности – это заповедные места, связанные не только с именем Пришвина. Там есть археологические раскопы, там проходили бои во время Великой Отечественной войны.
Следующим пунктом нашего паломничества стал Волоколамск, где в музейном комплексе Кремля мы увидели, как много внимания уделяется языческому прошлому славян и возрождению культа язычества в современной жизни Волоколамского края. Нас поразило, с каким увлечением экскурсовод рассказывал о праздновании в городе дня Ивана Купалы, о проведении праздника старославянских костюмов. В фойе во всю стену висят красочные фотографии этих праздников. Конечно, мы знаем о возрождении язычества в нашей стране, но когда сталкиваешься с такой положительной эмоциональной его оценкой («Как это интересно!») при полном равнодушии к христианству, то испытываешь беспокойство и думаешь: каковы же жизнь и свидетельство местных православных?
Мы побывали и в Ново-Иерусалимском монастыре, где были на Литургии и причащались, а в заключение посетили центральный храм Рождества Богородицы на Возьмище, где сотрудница храма рассказала нам о судьбе прихода в XX веке.
Подводя итоги нашего небольшого путешествия, мы поняли, что наши немощи – не препятствие для служения Богу и Церкви, в чем-то они даже раскрывают новые возможности для общения и свидетельства жизнью.