На первой экскурсии «Попечение о детях и бездомных на рубеже XIX – XX веков» гости узнали, что большинство детских приютов в то время строились и содержались на средства частных лиц, а для бездомных было гораздо больше спальных мест, чем есть в современном Екатеринбурге. Автор экскурсии Евгения Парфенова, выпускница Свято-Филаретовского института, поставила перед гостями вопрос, может ли современный человек жить не для себя, а для Родины. После того, как экскурсия завершилась, мы попросили Евгению саму ответить на поставленный ею вопрос.
– Что вы ожидали от этой экскурсии, когда только начинали ее готовить?
– Тема экскурсии мне очень близка, и я надеялась, что она может быть интересна другим людям. В нашем городе много интересных мест, связанных с милосердием, и я подумала, почему бы об этом не рассказать родным, соседям, друзьям по школе, институту. Мне хотелось поделиться, в этом смысле мое ожидание оправдалось: нашлись те, кому это интересно. Для меня это радостный день. Улицы, по которым мы ходим каждый день, стали роднее через совместное узнавание истории города.
– Вы поставили перед гостями вопрос, может ли современный человек жить не для себя, а для Родины. Для вас самой сегодня что-то открылось относительно этого вопроса, что-то стало понятнее?
– «Не себе, а Родине», – это девиз, начертанный на гербе дворянского рода Губониных*. Сегодня на экскурсии мы узнали о наших земляках, жизнь которых соответствовала этому девизу – это купцы М.А. Нуров, основавший в Екатеринбурге детский приют, и С.А. Петров, на средства которого был основан сиротско-воспитательный дом. В советское время слова «не себе, а Родине» сильно обесценились, формализовались, и это страшно. Сегодня мне стало очевидно, что перед нами стоит вопрос, что с этим делать? Один ответ я услышала от гостей экскурсии: надо Родину полюбить. Неловко произносить такие высокие слова, но они важны, они напрямую нас касаются. Если любви в нас не будет, на что мы будем опираться в наших поступках? Люди, которых мы сегодня вспоминали, были движимы любовью к Родине. Для меня сегодня прозвучал новый вопрос: как сделать так, чтобы эти слова не оставались пафосом, а были нашим жизненным призывом.
– Ну а все-таки, вы сами можете однозначно ответить на вопрос, может ли современный человек жить не для себя, а для Родины?
– Да, я думаю, что может, но делать это с радостью, вдохновением, в творческом духе возможно только в единственном случае, тогда, когда рядом с человеком есть крепкое Божие плечо. Потому что все вокруг нас говорит о том, что нужно жить именно для себя.
– Получается, Ваш ответ: современный человек может жить не для себя, если он – человек верующий?
– Я думаю, что если человек живет с Богом, тогда он чувствует Его поддержку, и для него все вокруг наполняется настоящим смыслом. Могут и неверующие люди это делать, но у того, кто может на Бога опереться, больше шансов так жить. Во время экскурсии прозвучали слова одной гостьи, что в современных социальных учреждениях люди и атмосфера такие, от которых человеку, пришедшему туда чем-то помочь, становится морально тяжело – и в этом камень преткновения для многих людей в делах милосердия, в том, чтобы жить не для себя. На этом пути встречаешься с чем-то безобразным, некрасивым, и трудно через себя перешагнуть, часто люди отказываются от своей затеи помогать, даже если это желание в них было горячо. Чтобы любить немощное, больное, некрасивое, где-то надо силу брать, именно поэтому более всего это возможно там, где человек близок к Богу, может на Бога опереться или опереться на верующих людей. Люди готовы жить не для себя, но боятся этого морального страдания и встречи с несовершенством мира. Может, в этом наша христианская задача – помогать неравнодушным людям сохранять свое желание и делать следующий шаг.
– Как возникла сама идея цикла экскурсий «Екатеринбург милосердный»?
– История возникновения цикла экскурсий очень интересна. Три года назад наша община собиралась на Литургию в Симеоновский храм, который находится на площади Обороны. Мы решили немного узнать об истории этого места и обнаружили, что площадь Обороны ранее называлась Ночлежной площадью. На ней располагался ночлежный дом, принимавший ежедневно до шестисот человек. Мы были потрясены, что такой большой ночлежный дом действовал в городе, в котором на тот момент проживало менее пятидесяти тысяч человек. Сейчас в нашем полуторомиллионнике подобных мест немного, и они принимают не более тридцати человек в день. Тогда мы хотели больше узнать об истории милосердия в Екатеринбурге, но экскурсии у нас не получилось.
В этом году мы захотели говорить об истории нашего города с людьми, которые ищут какой-то смысл в жизни, и вернулись к теме милосердного служения людям. Так родился цикл из трех экскурсий «Екатеринбург милосердный». Это было возможно только сообща, только благодаря поддержке братьев и сестер. Потому что не так просто взять и посвятить кусочек своей жизни специальному исследованию истории своих предшественников в городе, это даже не исследование своей семьи. Но мы поняли, что не нужно замыкаться только в рамках своей родовой истории. Узы кровные очень важны, но важно еще какое-то преемство традиции. И может быть, путь к узнаванию истории собственной семьи пролегает через узнавание истории места, в котором мы живем.
Следующая экскурсия из цикла «Екатеринбург милосердный» состоится 2 октября, подробности здесь.
Беседовала Анна Ребасс
Фото Игоря Лискова
* П.И. Губонин (1825-1894) основатель курорта «Гурзуф», русский купец первой гильдии, строитель железных дорог, промышленник и меценат, когда-то выкупивший себя из крепостных добросовестным трудом каменщика.