Заключительный день работы конференции был объединен темой памяти и начался с общей молитвы о невинно убиенных в годы советской власти.
В этот день конференция проходила по трем секциям и завершилась общим круглым столом.
— Память, воспоминание, поминовение – это те вещи, которые присущи самой глубине человеческой личности, и они столь важны. Мы хорошо знаем, что когда Бог хочет наказать человека, Он отнимает у него разум, и значит и память. Необыкновенная путаница, которая царит в нашей стране в этой области памяти, не случайна, она имеет духовный характер, – сказал на литии ректор СФИ священник Георгий Кочетков.
«В 2009 году в ходе строительных работ на территории Петропавловской крепости ковш экскаватора достал из-под земли человеческие кости», – рассказала Наталья Петрова, старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, на секции «Современный опыт хранения памяти как акт духовного сопротивления беспамятству». Так была обнаружена могильная яма размером 1,5x2 метра и 1,5 метра глубиной, в которой лежали останки шестнадцати человек с простреленными черепами. Сотрудники Института истории материальной культуры РАН под руководством Владимира Кильдюшевского продолжили раскопки, и в 2010 году было найдено еще шесть братских могил. До того подобные находки были сделаны в 1989 и 2007 годах, всего на исследованной территории были обнаружены останки не менее 112 жертв красного террора.
Антропологическая экспертиза и изучение опубликованных в прессе 1918-1919 годов расстрельных списков позволили установить личность одного из убитых: сначала исследователи связались с вероятным внуком погибшего, но его матери, образец ДНК которой был необходим для генетического анализа, к тому времени уже не было в живых. Однако сохранился некогда заклеенный ею конверт, который и помог практически со 100%-й вероятностью установить личность убитого.
Подобные усилия зачастую выглядят в глазах современного человека нецелесообразными и непонятными. Непонятно, зачем возвращать имена груде безымянных костей. Но такой труд возвращает людям утраченное чувство реальности.
— Равнина русская часто лишена зримых обозначений русской трагедии, – сказала председатель екатеринбургского отделения «Мемориала» Анна Пастухова. – Мы несем ответственность за все что было до нас. Если мы не открываем правду и не передаем свое отношение к этим преступлениям другим людям, то сами принимаем в них пассивное участие.
Она рассказала о «12-м километре» – месте массовых захоронений под Екатеринбургом, обнаруженном в 1970-е, где было обнаружено огромное количество человеческих останков – жертв репрессий 30-50-х годов.
Председатель общества «Пермский краевед» Владимир Гладышев и председатель пермского отделения общества «Мемориал» Александр Калих представили документальный фильм «Белая линия – пермский маршрут памяти». Научный сотрудник Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Печерин рассказал о том, как усилиями всего нескольких человек был создан информационный центр по изучению истории церкви на Урале. В электронную базу собраны сведения о хранении документов, связанных с именами новомучеников и исповедников. Ведущая секции Татьяна Авилова рассказала об интерактивном проекте Преображенского братства «Карта памяти».
Секцию «Память земная и память небесная» вел Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословия и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ. На секции выступили канд.геогр.наук, директор института генеалогических исследований РНБ Игорь Сахаров, председатель северодвинского отделения общества «Совесть» Галина Шаверина, председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России, главный редактор альманаха «Псковский летописец» Татьяна Вересова и другие. В секции принял участие писатель, ветеран «Мемориала» – 92-хлетний Сергей Львович Щеглов.
На секции «Проблемы канонизации новомучеников и исповедников Российских» прозвучали доклады канд.ист.наук, заведующего кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ Константина Обозного «Проблема прославления некоторых служителей Псковской Миссии» и секретаря Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии, преподавателя кафедры Церковной истории Рязанской семинарии монахини Мелетии (Панковой) «“Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение”. Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ век».
На секции также вспоминали слова, которые верующие слышали от следователей НКВД во время пыток на допросах: «Мы снимем с вас мученические венцы: мы очерним вас так, что вы сто лет не отмоетесь». Сегодня эти страшные признания некоторым хочется воплотить в жизнь, когда в основу канонизации новых русских мучеников закладываются следственные материалы их мучителей.
«Семьдесят лет советской власти показали, как страшно последовательное безбожие – попытка убрать Бога и заменить Его чем-то иным. Вспоминаются слова Шатова из «Бесов» Федора Михайловича Достоевского: “Если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма”», – сделал вывод на заключительном круглом столе канд.ист.наук, доцент СФИ и РГГУ Алексей Журавский.
Опыт жизни церкви в постсоветское время показывает, что для того, чтобы преодолеть последствия XX века, нужно не просто назвать имена святых, нужно открыть для себя их опыт. Если не будет разбужено человеческое сердце, память никогда не воскреснет.