Кризис литургического благочестия
Слово «кризис» происходит от греческого – поворотный пункт, решающий момент. Любой кризис может привести как к росту, так и к распаду, в зависимости от того, как мы отвечаем на этот вызов.
Богослужебный кризис возникает, когда внешние формы продолжают существовать, но перестают исполнять свои функции.
Примеры внешних форм в богослужебной системе византийского обряда:
Часы – богослужение суточного круга. Когда служатся часы, например, 3-й и 6-й перед литургией, то обычно в это время священник совершает исповедь, люди ставят свечи, хор устаивает спевку и так далее. Внешняя форма продолжает существовать, но перестает исполнять свои функции, свое назначение.
Казалось бы, можно предложить не совершать часы, как, например, они не совершаются у греков, но мы настаиваем на исполнении внешней формы. При этом ежедневное переживание памяти о страстях Христовых у нас отсутствует.
Пассия. Замена того, что уже есть в уставе – службы Страстной пятницы.
Благодарственный молебен. Сразу после Евхаристии служится благодарственный молебен. Зачем, когда только что была Евхаристия? Причем в это время можно наблюдать, как активизируются верующие, для многих это благодарение понятнее Евхаристии.
Анамнеза (anamnesis)
В чем цель божественной литургии? Сам Господь говорит об этой цели: «сие творите в Мое воспоминание». Цель – воспоминание, анамнеза. Но возможно ли каждое воскресение быть в храме за литургией и не сотворить этого живого воспоминания, соделанного ради нашего спасения Троичным Богом?
Вполне возможно, это происходит, когда мы не слышим центральной молитвы – Анафоры. Очень часто за богослужением Анафора не произносится вслух, у нас принято тайное чтение евхаристической молитвы.
Но для кого написана эта молитва? Если мы считаем, что для Бога – это богохульство, Богу не нужно напоминание об истории нашего спасения. Эти тексты написаны для созидания Церкви, для нас.
Анамнеза как цель Евхаристии включает в себя и неизменяемую часть Церковного предания, и изменяемую:
Неизменяемая часть – содержание нашей веры. Откровение Бога о Своей Церкви и о Себе вне времени.
Изменяемая часть – тот способ как передается неизменяемое содержание Церковного предания в культурном и историческом контексте. То, как осуществляется анамнеза в обществе верующих, как она передается от человека к человеку.
Слово и символ в богослужении
Как известно, передача анамнезы происходит на языке. Господь не говорил с апостолами на греческом языке, даже текст Священного Писания, принятый нами, – это перевод, интерпретация, продукт церковного ума и веры
Поэтому творение анамнезы предполагает, что богослужение понятно, что язык его вразумителен. Слово стоит в центре Откровения – «И Слово плоть бысть». Мы называем Словом Спасителя.
Апостол Павел в 14 главе 1-го послания к Коринфянам рассуждает об этом:
«Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».
Апостол не видит пользы в непонятном языке, если другие не назидаются. И конечно, мы не можем назвать апостола Павла обновленцем, хотя он настаивал, чтобы служба была понятна.
В византийской системе богослужения слово сочетается с образом. Богослужение состоит из образов, символических действий и объектов. Любая литургия символична. Это не означает, что она не действует по-настоящему. Слово «символ» означает «скидываю вместе», то есть скидываю одну реальность с другой.
Через символ невидимый мир сходится с видимым. В Церкви нет грани между небом и землей, все смешивается, небо и земля встречаются. И особенно явно происходит эта встреча в литургическом действии.
Все в Церкви происходит благодаря, на основе боговоплощения. Божественное и человеческое соединяется в Одном Богочеловеке, и на основе таинства боговоплощения становится возможным и наше обожение через общение с Ним.
Символ (или образ, или икона) и слово должны идти рука об руку в богослужении. Символическое действие должно сопровождаться словом, которое объясняет действие. Но к сожалению, мы часто видим только действие, но не слышим слово.
Мистагогия
Мистагогия – введение в таинство, в жизнь Церкви. Наставление, объяснение для готовящегося ко крещению, или только что крестившегося, таинства Крещения и Евхаристии.
И византийский обряд предполагает, что мы проходим мистагогию. Но многие никогда не проходили эту подготовку, а те, кто были крещены во младенчестве, не имеют таких крестных, которые бы провели мистагогию. В результате мистагогическое поучение не функционирует.
Историческое поучение также не присутствует сегодня в Церкви. Должно быть и историческое введение в таинство, рассказ о том, какова история того или иного чина. При этом важно знание, что Церковь существует на этой земле во времени, а бытие Церкви во времени означает изменение.
Опасность упрощения
Литургия – это встреча Бога и человека. И слово Божие нам дано для того, чтобы мы его слышали понимали и возрастали через него.
Есть религии, которые учат, что слово не важно – идол ничего не отвечает на жертву. Человек приносит жертву не для общения, а чтобы защититься от чего-то, от явлений природы, например. И религия здесь – это формальность, которая обеспечивает человеку страховку.
А в христианском богослужении происходит живое общение через осмысленное слово. И если мы не входим в живое общение с Богом, чтобы возрастать в Духе Святом, чтобы соделаться сосудами Духа Святого, то мы превращаем наше богослужение в язычество. Мы просто совершаем формальности, чтобы получить защиту.
И Крещение – это не просто очистительное омовение, принятие ванны. Крещение – это смерть и новое рождение во Христе. А враг нашего спасения хочет превратить нашу веру в магию, минимизировать нашу веру.
Участие в богослужении
Происходит ли активное участие верующих в богослужении? На каком уровне мы участвуем в действе, которое происходит на богослужении, будь то часы, всенощная или литургия? Или в алтаре происходит что-то свое, а в народе – другое, и в результате происходит полный разрыв.
Примеры разрыва, не участия в богослужении:
• Поиск суррогатов, замена богослужебного действия чем-то другим, более понятным, доступным (например, исповедью или молебном).
• Безразличие к слову (как богослужебному, так и Божию) из-за его непонятности.
Мария Строганова