Крестопоклонная: дошли до половины

23 марта 2014
О Крестопоклонной неделе в церковной традиции и практике говорят специалисты: Максим Зельников и Светлана Чукавина, преподаватели Свято-Филаретовского института

Приближается Крестопоклонная неделя или, в переводе с церковнославянского, Крестопоклонное воскресенье. О месте этого особого дня в великопостном богослужении и в жизни верующих мы беседуем с Максимом Зельниковым, преподавателем литургики Свято-Филаретовского института (СФИ), и Светланой Чукавиной, преподавателем Богослужебного устава и Церковного пения и чтения СФИ.

 

– Чем отличаются богослужения Великого поста от остальных богослужений?

Максим Зельников: Богослужения Великого поста отличаются наличием, во-первых, большего количества покаянных молитв, к которым относится молитва Ефрема Сирина, Великий канон Андрея Критского и ряд других молитв, которых на самом деле не так и много. И во-вторых, Великим постом гораздо больше читается Священное писание, которое предназначено для подготовки крещаемых к воцерковлению. Кстати, Ефрем Сирин написал далеко не одну только ту молитву, которую ежедневно читают Великим постом. Это плодовитый сирийский автор, ему принадлежит множество произведений, большинство которых неизвестно русскому читателю, т. к. не переведено на русский язык. Произведений у него, наверное, не меньше, чем у Иоанна Златоуста. И, кстати, на утренях Великого поста полагается читать некоторые произведения Ефрема Сирина. Еще одна особенность великопостного богослужения – его особые распевы, которые также настраивают на покаянный лад.

Светлана Чукавина: Отличия, действительно, есть. Если во время всего остального церковного года вечерня и утреня совершаются в большинстве наших храмов вечером, то Великим постом их служат обычно утром, что, конечно, не соответствует древней традиции. Причем утром служится вечерня следующего дня. В среду и пятницу Великого поста вечерня соединяется с причастием в чине литургии Преждеосвященных Даров. По уставу эта литургия должна служиться вечером, но практически везде, за редким исключением, служится утром.

– А почему литургия служится Великим постом только в субботу-воскресенье – почему она пропадает в будние дни поста? Не получается ли, что церковь как будто лишает себя возможности литургического общения?

Максим Зельников: Все-таки литургия совершается в субботу и воскресенье, и причастие совершается еще по средам и пятницам, хотя и без евхаристических молитв. Поэтому возможность для литургической жизни остается. Поэтому отличие евхаристической жизни Великим постом для большинства членов церкви незаметно – ведь у нас практически нет людей, которые причащались бы чаще, чем раз в неделю, а это постом возможно. Практика ежедневного причастия существует только в особых случаях – на Светлых седмицах, в паломничествах, а в течение всего года так практически никто не причащается. Так что нельзя сказать, что Великий пост ограничивает возможность литургического общения. Думаю, исторически это могло быть связано с монашеской традицией, потому что монахи причащались на литургии обычно по воскресеньям и в праздники, а в будние дни причащались частным образом преждеосвященными Дарами. Возможно, это след монашеской практики, вошедшей в Устав.

Светлана Чукавина: В традиции церкви литургия всегда связана с праздником, с радостью, с агапой после Евхаристии. Поэтому в будние дни поста оказалось, что такую полную литургию служить нельзя.

– Известно, что Великий пост исторически возник как время особой подготовки оглашаемых к Крещению. Можете ли Вы назвать особенности богослужения, связанные с участием в нем оглашаемых второго этапа – просвещаемых?

Максим Зельников: Такие особенности несомненно есть, и они достаточно яркие. Прежде всего они связаны с чтением Священного писания. На каждой великопостной вечерне читается Бытие и Притчи, а на шестом часе – пророк Исайя. Можно говорить о повышенной интенсивности чтения книг, которые из святоотеческой практики используются для подготовки к Крещению. В первую очередь это книга Бытия, которая относится к подготовке просвещаемых, а пророки и Притчи – больше к оглашаемым, но так или иначе все они связаны с оглашением. И конечно, особые чтения изобильно читаются на Страстной седмице из книг как Ветхого, так и Нового завета. Темы этих чтений связаны как с Крестом, так и с Воскресением. Также постом читается ектенья о просвещаемых на литургии Преждеосвященных даров и молитва о просвещаемых на литургии Василия Великого. То есть мы видим здесь даже разнообразие молитв о просвещаемых.

К отдельным моментам можно вспомнить особенности богослужения Великой субботы, которые указывают на то, что в это время в древности совершалось крещение просвещаемых. Например, переоблачение в белые одежды на вечерне Великой субботы указывает на начало пасхального богослужения в древности. В этот момент новокрещеные приходили в церковное собрание и начинали участвовать в общей молитве. И еще крестный ход, который воспринимается как особенность пасхального богослужения, исторически означал переход новокрещеных из баптистерия в храм. Теперь он разошелся немного по времени – в древности он проходил в Великую субботу. Во время многочисленный паремий совершалось крещение, потом новокрещеные шли крестным ходом в храм и начинали вместе с верными пасхальную литургию. Признаки крещения в итоге поста – на Лазареву субботу и на Пасху – это пение вместо Трисвятого на литургии особого песнопения – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Алилуия!». Присутствие новокрещеных и было первым зримым свидетельством произошедшего Воскресения Христа, что Воскресение Христово продолжает действовать в душах, в сердцах пришедших в Церковь людей.

Светлана Чукавина: К особенностям Великого поста действительно, в первую очередь следует отнести лекционарий: и на вечернях, и на утренях, и на литургиях чтения связаны с оглашением. Мы знаем историческую традицию – что просвещение начиналось Великим постом, но это вопрос для серьезного исследования – что именно в богослужении этого времени связано с участием в нем просвещаемых. Возможно, такие исследования уже проводились. Например, в Свято-Филаретовском институте не так давно была защищена бакалаврская работа, посвященные только лишь лекционарию в течение года. Ведь исторически в храме читалось не только Священное писание, но и учительные чтения, поучения и т. д.

– Крестопоклонная неделя считается более строгой, наравне с первой неделей и даже со Страстной - с чем это связано? В чем это проявляется в молитве и в жизни? Как ее следует проводить?

Максим Зельников: Крестопоклонная неделя – это особое время, это середина Великого поста. Обряд поклонения Кресту исторически возник как начало подготовки к крещению детей. Весь Великий пост предназначался для подготовки взрослых, а дети начинали с того, что целовали крест и ему поклонялись. Заканчивалась подготовка празднованием Воскресения на Пасху. Здесь очень логичная связь – такое пространство от Креста до Воскресения, которое проходили просвещаемые дети. Сейчас такая практика отошла в прошлое, у нас подготовка к крещению детей не связывается с Крестопоклонной неделей.

Но тема Креста имеет особое значение в подготовке к Крещению и вообще в Великом посте. И сейчас она тоже важна для поста как такового – и взрослых, и детей, поскольку задает направление наших постных усилий. Мы постом должны в большей степени приобщиться к Кресту Христову, чтобы потом приобщиться к Его Воскресению.

Светлана Чукавина: В Крестопоклонную неделю в центр храма выносится крест для поклонения ему в первую очередь просвещаемых. Это было время начала особой подготовки к крещению. А размышления о Кресте в православной традиции, конечно, связаны с более строгим постом. Ведь и Страстная седмица у нас посвящена особым воспоминаниям о страданиях Спасителя, о Его смерти. Тематически эти недели связаны. Кроме того, с этого момента начинают поститься оглашаемые.

Крест, который выносят на утрене воскресного дня, всю неделю лежит в храме. Принято с коленопреклонениями подходить в течение всей этой недели. В остальном богослужение не меняется.

-- А в чем это может проявляться? Как современный человек, который ходит на работу, живет обычной жизнью, может провести Крестопоклонную неделю достойно?

Максим Зельников: Здесь можно вспомнить интересную уставную деталь. Наш устав предписывает в первые три дня Страстной седмицы перечитывать с начала до конца Четвероевангелие. Но так как это бывает сложно, то возникла практика перечитывать все евангельское Благовестие от Крестопоклонной до Пасхи. Может быть, такое усилие приобщения к Слову Божию было бы действенным для многих. Это позволяет стать ближе ко Христу, к Его Кресту и Воскресению.

Беседовала Анастасия Наконечная
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще