Крещение Господне во время пандемии

О смысле праздника рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» преподаватели СФИ
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

18 января православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а на следующий день — один из самых важных праздников церковного года, Крещение Господне.

Пожалуй, ни один другой православный праздник не вызывает такого развесёлого отклика у людей, как Крещение. Кто только не окунается в этот день в прорубь! И политики, и артисты, и просто любители острых ощущений. Принято считать, что все водные источники в этот день наполняются святой водой, и самое экстремальное купание не может принести вреда. 18 и 19 января будут совершены водосвятные молебны в тысячах церквей. Освящены будут и воды источников под открытым небом, включая специально оборудованные для купаний проруби. Как правило, они имеют форму креста и называются «иорданями» в память о реке, в водах которой был крещён Иисус.

Купания как попытка изменить жизнь к лучшему

«Крещение, или Богоявление, — один из любимых праздников в русском народе, потому что он обращён к нашим корням, к самому рождению нового народа из славянских племён, — говорит священник Георгий Кочетков. — Эта любовь к христианскому празднику не ушла даже за столько десятилетий уничтожения и искоренения веры в народе, да и самого русского народа! Веры не только как религии, обращённой не только к Богу, но и друг ко другу: веры как взаимной поддержки, открытости и доверия».

Праздник Крещения обращает нашу память и к тому, о чём часто говорит патриарх Кирилл: о русских, украинцах и белорусах — что мы все изначально один народ, вышедший из Киевской купели. Этот праздник возвращает нас и к словам с Небес, которые услышали люди, пришедшие на Иордан и ставшие свидетелями Крещения Христа: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Все знают слова Достоевского о русском народе-богоносце, хотя часто не понимают, что за ними стоит не самопревозношение, а, по словам отца Георгия, наоборот, интуиция, что русский человек без Христа перестаёт быть собой. И сейчас нам самое время задуматься, кто мы и откуда. Ведь чтобы обрести своё настоящее лицо, каждый нуждается в том, чтобы слышать голос Небес и быть причастным к высшему смыслу жизни.

«Люди, приходя на иордани или за святой водой, скорее всего, ищут не просто закаливания и укрепления здоровья. Экстремальные для наших зим крещенские купания — это всё же не моржевание, а внутренняя потребность смыть свои грехи, которые люди ощущают почти как физическую грязь и хотят от неё очиститься в крещенских водах, пусть иногда и несколько экстравагантно», — говорит священник Георгий Кочетков.

Церковь, конечно, отвергает всякую магию, всякое суеверие, но радуется, когда люди чувствуют, что что-то меняется в их жизни в лучшую сторону. И если народными традициями не злоупотреблять, если не относиться к ним с каким-то суеверным страхом и не путать купания со своим крещением, то никакого криминала здесь нет.

«Другое дело, что сейчас особое время, и переохлаждение организма, как и стояние в многолюдных очередях за святой водой на фоне высокой опасности заражения вирусом может дорого обойтись человеку и его близким, — говорит священник. — Каждый должен подумать о себе, своей семье и всех, кто от него зависит. Поэтому я бы не рекомендовал в эти дни слишком рисковать».

А вот поискать возможность быть приобщённым к смыслу праздника — это того стоит. Можно всмотреться в иконы Крещения, вспомнить лучшие произведения живописи на эту тему — всё-таки об этом событии размышляли и великие художники Возрождения, итальянские и фламандские мастера, и русские живописцы — Александр Иванов, Василий Поленов, Михаил Нестеров и другие. 

И конечно, совершенно особым образом смысл праздника раскрывается на богослужении, которое мы, как обычно в дни пандемии, будем совершать на канале «Православное богослужение на русском языке» для всех желающих, вспоминая этот праздник, воспевающий Христа и явление Его ради нас как Вечного Света:

В сей день Ты явился нашему миру, / и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / познавших Тебя и Тебя воспевающих: / «Пришёл Ты и явил Себя, // о Свет недоступный!» 

(Кондак праздника Богоявления)

Икона Крещения Господня (XVI век)
Икона Крещения Господня (XVI век)

И порчу очищает, и грехи смывает?

В церковной среде нет единого отношения к массовым купаниям на Крещение. Священники расходятся во мнении, как к этому относиться. Об этом рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.

«С одной стороны, ежегодно в интернете появляются ролики, демонстрирующие, как батюшки пытаются популяризировать эту традицию, и сами во всём облачении окунаются в прорубь. Так что, конечно, есть сторонники традиции окунания на Крещение, и в массовой практике именно их замечают больше всего, — говорит Владимир Якунцев. — С другой стороны, не могу сказать, что все рады этому религиозному буйству. Потому что чем его больше, тем меньше в людях желания изменить свою жизнь и реально приблизиться к Богу Живому».

«Большинство священников всё же не приветствуют ажиотаж вокруг крещенской воды. Потому что это возбуждает в людях ложные надежды, что крещенская вода — особая, «живая», как из сказки, и действует магически: и сглаз снимает, и порчу очищает, и все грехи смывает, и полезна для здоровья. Это суеверие, то есть пустая, напрасная вера», — говорит Владимир Якунцев.

«А купания на Крещение возбуждают в людях поверхностные религиозные чувства. Вот они спустили пар и считают, что угодили Богу и как-то обновили свою жизнь, но продолжают жить той жизнью, в которой Христу места так и не нашлось, которая никак с Евангелием не соотносится. Когда люди питаются ложными надеждами, то это беда для христианства», — считает Якунцев.

«Православие — это путь веры, путь реального изменения себя, путь перерождения, — говорит он. — Так причём же здесь вода, в которую ты окунулся, думая, что это будет сопровождаться некоторым фокусом?»

«В результате окунания в воду никакие грехи не очищаются и никакое здоровье не прибавляется, — говорит теолог. — Для этого нужны совсем другие усилия. Необходим покаянный подвиг, осознание своей жизни, обращенное к Богу вопрошание, очищение своей совести. Вот тогда действительно возможны какие-то изменения».

Источник: https://mir24.tv/.

загрузить еще