Конгрегация богослужений и Таинств разъяснила, каким не должно быть приветствие мира во время Мессы

24 августа 2014
Речь идет о приветствии мира, которым верующие обмениваются перед Святым Причастием

Столь актуальная в эти дни тема мира находится в центре письма ватиканской Конгрегации богослужений и Таинств «Обрядовое выражение дара мира во время Мессы». Речь идет о приветствии мира, которым верующие обмениваются перед Святым Причастием.

Этот литургический жест наделен особым богословским смыслом: Церковь взывает к миру и единству для себя и для всего человечества, верующие выражают церковное общение и взаимную любовь перед тем, как причаститься Тела нашего Господа.

В тексте письма Конгрегации отмечается, что еще в постсинодальном апостольском увещании «Таинство любви» Папа Бенедикт XVI поручил этой Конгрегации рассмотреть вопрос приветствия мира во время Литургии, с тем чтобы был сохранен священный смысл Евхаристии как Таинства мира. «В наше время, - цитируется в письме апостольское увещание, - столь страшно обремененное конфликтами, этот жест даже с точки зрения общего восприятия, несет в себе особый смысл, поскольку Церковь всегда считает своей задачей испрашивать у Господа для себя и для всей человеческой семьи дар мира и единства. (…) Отсюда понятно то волнение, с каким зачастую переживается обряд приветствия мира на Божественной литургии. В связи с этим во время Синода Епископов было сочтено уместным упорядочить этот жест, который может принимать избыточные выражения, вызывая некоторое смущение в собрании непосредственно перед причащением. Хорошо ввиду этого помнить, что трезвое отношение, необходимое для поддержания подобающей богослужению атмосферы, – например, в том, чтобы обмениваться приветствием мира только с теми, кто находится совсем близко, – ничего не отнимет у высокого значения этого жеста».

Конгрегация богослужений и Таинств провела в 2008 году опрос епископских конференций, которые должны были выразить свое мнение по поводу того, оставлять этот литургический знак перед Причастием или поместить его в другой момент Литургии. После углубленного изучения этого вопроса было решено оставить приветствие мира на его традиционном месте и не вводить никаких структурных изменений. Конгрегация приводит затем ряд указаний для оптимального совершения обряда пожелания мира. Конгрегация поясняет, что речь идет о немаловажном вопросе: если верующие не понимают значения обряда пожелания мира, то «ослабляется само христианское понимание мира» и «плодотворное участие в Евхаристии». В тексте отмечается, что, согласно Римскому миссалу, знак пожелания мира может быть пропущен, если это уместно. Кроме того, епископские конференции приглашаются продумать знак пожелания мира там, где оно выражается «светским приветствием». В этих случаях его можно заменить другими, более специфическими жестами.

Конгрегация перечисляет литургические злоупотребления, которых следует избегать во время приветствия мира. Это, во-первых, «песнопения о мире», которых нет в Римском миссале; во-вторых, перемещение верных с места на место; отдаление священника от алтаря для приветствия верующих. Не следует также превращать литургический знак мира в момент обмена поздравлениями или соболезнованиями во время праздничных или погребальных Месс.

В завершение письма Конгрегация богослужений и Таинств подчеркивает связь между литургическим знаком мира и усилиями католиков по созиданию мира. Глубина понимания верующими смысла того мира, который даровал нам Христос, зависит и от той серьезности, с какой они подходят к литургическому его выражению. Поэтому Конгрегация настаивает на том, чтобы «делать действенные шаги в этом направлении, поскольку от этого зависит качество нашего участия в Евхаристии и то, насколько мы пребываем – согласно Заповедям блаженства - среди тех, кто созидает мир».

katolik.ru
загрузить еще