С недавних пор в России в лечении ряда физических заболеваний у детей и взрослых в нетрадиционной медицине получила широкое распространение так называемая иппотерапия, дословно – лечение лошадью.
Терапевтический эффект, как утверждают врачи*, оказывает не только сама верховая езда, но и общение с животным. Психологи говорят, что это создает позитивный эмоциональный настрой, укрепляет уверенность в себе, и даже удовлетворяет потребность человека в общении и заботе о ком-то.
Лошадь – очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется за угощением мягкими губами, уютно фыркает и приветливо кивает головой.
Она такая высокая, что, сидя в седле, даже ребенок кажется себе большим и сильным, не говоря уже о взрослом. И лошадь слушается человека, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым и инвалидом. Больной забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным – и постепенно, как уверяют врачи, становится таковым.
О пользе верховой езды для человека известно еще со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Энциклопедист Дени Дидро в середине XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести». Античный врач Гиппократ писал, что «раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом».
Мы же спросили себя, как иппотерапия может быть связана с духовным воспитанием ребенка, его воцерковлением? Ведь именно ту задачу мы, как верующие родители, ставим перед собой. И ответ мы нашли вместе с детьми и взрослыми Свято-Екатерининского малого православного братства в конном клубе «Вольный ветер» (Екатеринбург).
Изначально, когда организовывали поездку, очень сомневались, стоит ли это делать, не обычное ли это «а покатать ребенка на лошадке не хотите? недорого?»
Приехали, послушали рассказ о здешних лошадях, о том, как они живут, что делают, кто к ним приезжает в гости, кто и как о них заботится. Затем прошли в конюшню. Познакомились с разными лошадьми. Нас научили их мыть, расчесывать, кормить. Строго велели соблюдать технику безопасности, ведь лошади, несмотря на свой немалый размер, существа боязливые, а когда они пугаются, они довольно сильно брыкаются. После всех приготовлений случилось желанное «покатать ребенка на лошадке не хотите?» Конечно, все хотели. И всех покатали.
Уставшие, но радостные, мы ехали домой. А дома взрослые подвели итоги: что дала поездка, не ошиблись ли, не добавили ли праздности и потребительства в жизнь детей, которыми и так полон окружающий мир. Нет, не добавили. Мы поняли, что для детей поездка была настоящим прикосновением к подлинному, к жизни и живым существам, тем, чего им так не хватает в реальности, которая наполнена суррогатами – мультиками, «киношками», супергероями, самыми разнообразными игрушками и т.д. Максимум живой природы являет «мертвый» по своей сути зоопарк, где живых существ дети видят в прямом смысле слова закованными и лишенными свободы, «ненастоящими».
И если для детей с физическими недугами иппотерапия является реабилитационным средством, помогающим восстанавливать эмоции, движения, осанку, то для современных физически здоровых детей такая «терапия» является помощью в воспитании сердца, души и духа. Ведь Бог заповедал нам заботиться о Своем творении, быть сотворцами: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15).
Остается надеяться, что наша поезда стала такой духовной иппотерапией для наших детей.
*П.Т. Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8, 1997 г. – стр. 65.