Кому мешает милосердие?

17 июня 2009
В Москве прошла конференция, посвященная проблемам современной благотворительности, на которой обличали чиновников

Образовательные чтения "Дух милосердия и его действие в жизни христиан" прошли 5 – 6 июня в старинном здании Московского купеческого общества. Организатор этого двухдневного форума – Фонд христианского просвещения и милосердия им. св. Луки Войно-Ясенецкого – задачу встречи сформулировал предельно кратко: собрать людей, заинтересованных в понимании и укреплении христианских ценностей.

В чтениях приняли участие ученые, богословы, священнослужители, меценаты, добровольцы милосердия. Открыл собрание хранитель Музея акционерного дела и финансовой истории Лев Краснопевцев. Он подробно рассказал о благотворительности в дореволюционной России. Рябушинские, Морозовы, Сытины, Алексеевы – эти имена стали легендой. "Сам облик нынешней Москвы сформировался усилиями этих и подобных им людей. Они строили основные функциональные здания столицы, создавали в ней совершенную систему социальной помощи, собирались строить метро, делали колоссальные вклады в развитие образования, здравоохранения. Их роль в российской культуре в широком смысле приоткрывается только сейчас. Взять хотя бы династию Гучковых, родоначальник которой, бывший крепостной Федор Алексеевич Гучков, основал в Москве в 1789 году первую мануфактуру. Николай Иванович Гучков, московский градоначальник, фактически ввел в столице всеобщее начальное образование", – сказал Лев Николаевич.

Историк подчеркнул, что в дореволюционной России благотворительностью занимались самые разные люди, люди разных политических взглядов – от св. прав. Иоанна Кронштадтского до Льва Толстого. Великий русский писатель организовывал в охваченных голодом губерниях бесплатные столовые, кормил людей. Интересно, что в XIX веке власти недолюбливали благотворителей. Потому что те, кто занимается делами милосердия, постоянно "дергает" чиновников, мешает им создавать благостные картины жизни. Фактически благотворители являют собой негласный общественный контроль над деятельностью чиновников. И этим они были неудобны властям в императорской России, этим они неудобны и сейчас. Именно поэтому современные власти вставляют палки в колеса благотворительности, создают жесткие правила игры. Краснопевцев привел такой пример. Недавно один меценат помог в Подмосковье сиротскому дому. Хотел помогать и дальше: построить детскую площадку. Но чиновники, курирующие сиротский дом, попросили его заключить договор о строительстве с одной конкретной фирмой, а когда он не согласился, не дали разрешения на дальнейшую помощь. Между благотворителями и получателями их помощи стоит множество формальных препятствий. Множество нелепых чиновничьих распоряжений довлеет над руководителями. Так, по словам Краснопевцева, детским домам запрещено покупать свежее молоко у фермеров.

"Современная благотворительность вынуждена действовать полулегально", – заключил свое выступление Лев Николаевич.

Бывшая настоятельница Марфо-Мариинской обители монахиня Елизавета (Крючкова) свой доклад посвятила служению диаконисс. В Древней Церкви диакониссы – члены клира, особая категория женщин, занимавшихся делами милосердия, помогавших священнослужителям и готовивших женщин ко крещению. Великая княгиня Елизавета Федоровна возродила это служение женщин в Церкви. После открытия в постперестроечную эпоху Марфо-Мариинской обители там снова появись диаконисы – более 100 сестер, которые трудились по уставу, принятому еще великой княгиней. Они служили в реанимационных и ожоговых отделениях больниц, ухаживали за немощными стариками на дому. В детском приюте воспитывались 20 девочек и мальчиков от 6 до 16 лет.

Обитель, по словам матушки Елизаветы, была "уничтожена в результате рейдерского захвата". Лакомый кусочек земли в центре Москвы привлек внимание бизнесменов от православия. Здание на Большой Ордынке, по сведениям м. Елизаветы, теперь принадлежит ОАО "Российские железные дороги" (президент В. Якунин). Но дело, собственно, сейчас не в "православных дельцах", а в судьбе самого проекта великой княгини Елизаветы Федоровны. "Обитель не имеет корней, ее легко сдуть, в отличие от монастыря, который не сдуешь. И это будет продолжаться до тех пор, пока на Архиерейском, а лучше, на Поместном соборе не будут приняты документы, которые узаконят служение диаконисс", – говорит матушка Елизавета. Кстати, она считает, что Елизавета Федоровна так и не приняла монашеский постриг и до самой своей мученической смерти оставалась диаконисой II ступени. Это видно по описи ее вещей перед смертью.

"Св. Иоанн Златоуст о христианском милосердии" - так озаглавил тему своего сообщения кандидат философских наук, преподаватель Школы добровольцев милосердия Вадим Зима. Св. Иоанн утверждал, что жизнь в миру более спасительна, чем в монастыре, если она сопряжена с делами милосердия. Став епископом Константинополя, Иоанн огромные церковные средства направил на дела милосердия. В частности, построил больницу. Этим он ущемил интересы вельмож, привыкших залезать в церковный карман, как в свой. И они организовали на святителя гонения.

В истории Церкви св. Иоанн был, пожалуй, самым крупным епископом-благотворителем. И он говорил, что всякий возносящий молитву, дабы она была услышана, должен принести какую-то жертву Богу.

Автор этих строк свое выступлении посвятил св. Луке (Войно-Ясенецкому), который оказывал материальную помощь многим людям, более того – спас как врач от смерти многих людей. Еще больше людей он спас как врач духовный. При этом он не боялся быть жестким, потому что милосердие необязательно связано с поглаживанием по головке. В качестве примера можно привести его взаимоотношения с бывшим обновленческим священником Покровской церкви г. Тамбова Иоанном Леоферовым. Лука составил более жесткий, по сравнению с патриаршим, чин покаяния обновленцев. Леоферова он также попросил отпустить усы, бороду и не ходить в светской одежде (ГАРФ, ф. 6991, оп.1, №9, л. 4). О. Иоанн долго обижался на епископа, но сумел преодолеть себя и стать преданным почитателем и другом святого. Вскоре он сам стал епископом. Будучи епископом Тверским и Кашинским, он собирал сведения о Луке и передал их первому его жизнеописателю Марку Поповскому.

Генеральный директор Фонда христианского просвещения и милосердия Сергей Матвеев в своем выступлении отметил, что работа на ниве милосердия сплачивает общество, а политика, наоборот, его разъединяет. Он подчеркнул, что милосердие будит совесть. И многим чиновникам это очень мешает в их корыстной деятельности. Может быть, именно поэтому московские власти приняли негласное решение не оказывать помощь тем фондам и организациям, в названии которых есть слово "милосердие". По мысли Матвеева, слово "благотворительность" для властей более приемлемо и понятно: отстегнул нужную сумму и забыл о просителях. Милосердие же связано с постоянной заботой о людях.

Особо Сергей Матвеев остановился на вопросах образования. По его мнению, чтобы успешно заниматься делами милосердия, человеку необходимо учиться. Расширять свои знания в медицинской, гуманитарной и богословской сферах. Этим задачам служит созданная при Фонде Школа добровольцев милосердия.

В работе конференции также приняли участие кандидат филологических наук Алексей Костромин, руководитель Фонда потомков ветеранов русско-турецкой войны 1877-78 гг. "Самарское знамя" Ирина Каховская, священник Георгий Андриевский и многие другие.

Борис Колымагин,
"Портал-Credo.Ru"
 
 
загрузить еще