Они проходят непосредственно вслед за этими важнейшими христианскими праздниками во время Святок, являясь дополнительной возможностью от всего сердца поделиться радостью и смыслом переживания дорогих дней. Такая рождественская встреча состоялась и на этот раз 8 января в конференц-зале, собрав немало гостей и друзей братства.
Само слово «просфориада» родилось по ассоциации со знаменитыми «шубертиадами», которые устраивали Францу Шуберту любящие его друзья. Композитор оставался верным своему призванию вопреки предвзятому мнению родных: музыкант для бюргерского сознания – профессия непрестижная, неприбыльная. Он часто жил в такой бедности, что в снимаемой им комнате не было даже фортепиано, и не было возможности исполнить и услышать, как звучат собственные новые сочинения. Тогда друзья композитора стали устраивать встречи, душою которых был Шуберт и его музыка.
Главный смысл христианской просфориады заключается в самом ее названии: просфора – «дар», «подарок», что близко духовному контексту христианских праздников. Дары просфориады – творческие, очень разные. Как самостоятельный жанр она имеет свои принципы. Во-первых, это не «детский утренник», хотя встреча объединяет и детей, и взрослых. На сцене по очереди и вместе оказываются как профессиональные музыканты и артисты, так и ученики, и совсем непрофессионалы, ведь христианское сердце не может не жить творческим духом. Во-вторых, просфориада собирает как людей с большим церковным опытом, так и тех, для которых красота и смысл христианства только приоткрываются. На просфориаде всегда царит дух свободы, импровизации. Наряду с веселыми и радостными просфорами театрального и музыкального характера звучат серьезные, в том числе из опыта исповедников веры. И наконец, слова ведущего, как и вступительные комментарии самих выступающих, непременно должны нести в себе внутренний огонь.
Любое приношение Христу непосредственно связано с Его прославлением, чем и являются рождественские колядки, звучавшие на русском и украинском языках. Пели колядки и подростки, недавно вернувшиеся с выезда в загородный дом культурно-просветительского центра «Преображение», где они их вместе разучили.
По традиции первые выступления были детские. Их мотив всегда один: герои сценки идут поклониться родившемуся Христу. Но каждый раз выступающие вместе со зрителями сталкиваются с препятствиями на этом пути, в своем поиске Младенца участники обретают настоящих друзей.
На вечере выступил московский гитарист Константин Шаталов, исполнивший пьесу Августина Бариуса «Сон в лесу». Член братства Ольга Евстигнеева исполнила песню собственного сочинения на стихотовение Ольги Седаковой «Несчастен, кто беседует с гостем и думает о завтрашнем деле…». А после совместного чаепития с пирожками и пирожными – тоже рождественского дара! – на вечере родились приношения от зрителей. Потому что «в Рождество все немного волхвы…»
Но, наверное, главным приношением было единение участников и гостей просфориады на этом рождественском вечере.
Примером свидетельства о Христе времен эпохи застоя в нашей стране стала история, взятая из воспоминаний монахини Евфимии (Пащенко). В одном из домов престарелых в зимний вечер 7 января 1986 года была новогодняя вечеринка. По недосмотру медперсонала среди веселящихся появилась неизлечимая душевно больная украинка Макаренко – даже имя ее оказалось забытым. Она навсегда была словно погружена в непроходящий испуг, вызванный пережитыми в советское время репрессиями. Но на один вечер, как оказалось, накануне смерти, к ней вернулось ясное сознание. Войдя, она поклонилась и сказала, что «сьогодні Рiздво Христове», а затем спела западно-украинскую колядку. Это была колыбельная песня маленькому Христу. Совершенно непривычно для традиционного жанра в ней звучали слова о предстоящем Кресте: «Не питай, що колись буде, що зготують хрест Тобi люди». Все слушали внимательно, включая тех, кто хранил открытки с портретом Ленина, и разошлись в тишине. Для кого-то слова о Христе и смысле Рождества прозвучали впервые. Колыбельная заканчивалась такими словами:
Спи, Iсусе, спи,
Cерце вiтвори!
Хай на ньому спочивають,
Тут на землi, i там в раю.
Люли, серденько, люли.
Проблемы восприятия христианских праздников в современном мире, формальное христианство были с юмором показаны в сценке «Именинник». Ее главный герой, желая отметить свой День рождения, ждет гостей с самого утра и убирает свой дом. Пришедшие же наконец гости начинают поздравлять друг друга с праздником и веселиться, совершенно забыв о виновнике торжества. И хоть именинник не раз пытается напомнить о себе --– все его усилия оказываются тщетными. Гости вечера сразу же узнали отношение к Рождеству в современном обществе, когда не знают или забывают о самом главном – о родившемся младенце-Христе, о кеносисе – умалении Бога, ставшего человеком, чтобы у каждого из нас были силы помнить и осуществлять свое призвание, жить по Его образу и подобию.
В завершающем просфориаду прощальном слове Алексей Евстигнеев, председатель братства во имя святителя Тихона Задонского, поблагодарил всех гостей и участников просфориады, поздравив с Рождеством, и сказал: «Сегодняшний праздник исторический и метаисторический. Он напоминает нам о том, что когда-то произошло величайшее событие в истории человечества, в истории каждого из нас. Сегодня звучало множество слов о величайшем смирении Бога, о рождении Бога в сердце каждого из нас. Сегодня мир все агрессивнее относится к празднику Рождества. Связь человека и Бога очень мешает кому-то... Очень хотелось бы, чтобы это соприкосновение Бога с нами всегда было живо в наших сердцах. Пусть же наши последующие действия соотносятся с этим событием».