Кого Господь вводит во святая святых

06 декабря 2016
Проповедь священника Георгия Кочеткова после воскресной Вечерни на праздник Введения во храм всесвятой Богородицы, 3 декабря 2016 года
Джотто ди Бондоне. Введение во Храм. Фреска, капелла Скровеньи. XIV век
Джотто ди Бондоне. Введение во Храм. Фреска, капелла Скровеньи. XIV век

С праздником, дорогие братья и сестры!

С одной стороны, продолжается Рождественский пост, с другой стороны, мы уже входим в радость празднования Христова Воскресения и при этом еще и отмечаем двунадесятый праздник Введения во храм всесвятой Богородицы. Это замечательное сочетание, которое как всегда требует от нас определенного внимания и размышления.

Конечно, то предание, которое использует церковь, празднуя праздник Введения во храм – а оно берет начало из очень древнего христианского (конечно, не еретического) апокрифа середины II века, из Протоевангелия Иакова, – говорит очень о многом. Его не так легко расшифровать, его не так легко понять. С одной стороны, говорится о вещах, которые как будто совершенно нереальны, абсолютно невозможны. Ну как это может быть, чтобы девочку в малом возрасте мало того что ввели в храм, но еще и довели до святая святых, чтобы она туда вошла и там пребывала? Абсолютно фантастический сюжет, потому что никак невозможно, чтобы кто-то кроме первосвященника – и то раз в год, совсем не в этот день, в который празднуется Введение, – мог туда зайти. Да и первосвященник там только произносил, и то шёпотом, одно слово – имя Господа Бога. Всё.

Иногда люди не очень воцерковленные на это напирают, говорят: «Что вы празднуете? Вы о чем поете? Этого не было, нет и быть не может». И если говорить с точки зрения исторической науки, человеческой мудрости, то это действительно так. Но невозможное человекам возможно Богу. И мы с вами прекрасно понимаем, что для нас Богоматерь в каждом Ее празднике олицетворяет Церковь. Празднуя богородичные праздники, мы фактически празднуем праздники Церкви. И что тогда означает этот сюжет из древнего апокрифа? Он означает важнейшую вещь: что Церковь Божья, Божий Народ, новый, обновленный Народ Христов, через Христа пришедший к Отцу Небесному, оказывается в Божьем Храме и во святая святых, где пребывала Шехина – нетварная Божественная Слава, известная людям с ветхозаветных времен. То есть Бог всех нас – и бывших до нас, и нынешних христиан, членов Церкви, членов Народа Божьего, независимо от того, где они живут, кто они по своему положению или национальности, и тех, кто будет после нас на земле принадлежать Церкви Божьей, Народу Божьему, – вводит, во-первых, в свой Храм, Храм уникальный, единственный в своем роде, и во-вторых, туда, где только лишь и звучит имя Божье, и открывает нам самые глубинные тайны. Потому что в имени Божьем они сокрыты. Каждое имя, если оно настоящее имя, содержит в себе что-то такое, что касается самой глубины человеческой жизни, а если это имя Божье – Жизни божественной. И мы с вами знаем, что с этим была связана заповедь Моисея – не произноси понапрасну, всуе это имя, и очень благоговейно эту заповедь чтим.

Таким образом, мы оказываемся во Христе приобщенными к самой глубине божественной Тайны, к тому, что неизреченно, несказанно, не произносимо вслух, что нельзя поведать людям, которые не знают Божьей благодати, Христовой Любви. В этом имени скрыта Тайна божественной Жизни – вот Бог единый, Который истинно существует. Эта божественная экзистенция и содержит в себе Тайну вечной Жизни. Церковь, которую олицетворяет Божья Матерь, Дева Мария, вводится во святая святых. И она там живет, она там как бы напитывается, воспитывается, как мы и слышим в церковных песнопениях.

Таким образом, этот праздник становится для нас чрезвычайно важным. К тому же он прекрасно сочетается с древней церковной и нашей с вами современной практикой помогать новым людям прийти в общение с Богом. В этой тайне и через нее и Вхождение во храм для просвещаемых – это, может быть, самое вожделенное, самое важное, о чем только можно подумать, о чем человек даже мечтать не может, потому что в его человеческом опыте до этого просвещения, призвания от Бога, ничего подобного просто нет. И мы связываем Вхождение во храм именно с тем, что сейчас идет пост, после которого Господь примет к Себе новый народ, новых людей, потому что каждый из них уникален, по-своему замечателен и достоин Жизни вечной, если только он не отпадет от пути Божьего.

Таким образом, у нас есть возможность возблагодарить Бога и за Воскресение Христово, и за новых людей, которых Он прежде всего приводит во святая святых, где только и пребывает Сам в Своем имени. У нас есть возможность благодарить Бога даже за тот пост, который мы проводим, потому что для нас это праздник и радость. Пост – это возможность почувствовать, что мы свободны и не так связаны со своими телесными немощами и потребностями материальной, физической, душевной жизни, как принято думать.

Вот такой день наступает. Поэтому у нас должно быть совершенно безоблачное, радостное настроение. Господь действительно дарует нам любовь и свободу не мерою, и мы становимся самыми свободными людьми на земле, если можем взойти на такую высоту, еще живя во плоти.

Сегодня на многочисленных исповедях мне пришлось не однажды говорить об этом людям, которые решили покаяться в унынии. Да вы посмотрите – вы самые свободные в мире люди, вам никто не мешает прийти к Богу и осуществить свое призвание во Христе: ни государство, ни общество, ни обстоятельства, ни церковь. Это редкость! Это большая редкость, я вам честно скажу, немного зная историю. И невозможно себе представить большего дара, большей свободы, чем та, которую Господь нам дал. Другой вопрос – как мы пользуемся этим даром, как мы его усваиваем: лучше или хуже, больше или меньше, постоянно или временно. Это уже вопрос каждого к себе, и никак иначе.

Нам не на что и не на кого жаловаться, потому что то, что делает Господь, Он может делать в нашем случае прямо, непосредственно. Потому что Он нас призвал не просто к Себе и в Свой Народ, но еще и в братство, и в общину, то есть туда, где можно осуществить все то, что Он нам открыл как наше призвание. Да, мы люди недостойные, грешные. Да, мы много согрешаем и нам есть в чем каяться, и пост тоже здесь очень нам поможет, но Господу, как мне кажется, не это сейчас важнее всего. Ему важнее всего увидеть, что есть люди, которые неравнодушны к Его дарам, даже если они еще не очень умеют вместе жить, вместе служить и вместе общаться с Богом и друг с другом. Да, может быть, но этому можно учиться. Господь нам дает жизнь на земле, дает нам время, дает нам возможности. Это замечательно. За все это надо благодарить Бога, об этом надо радоваться. Это дает нам духовные силы для того, чтобы идти дальше несмотря ни на какие искушения, ни на какие трудности этой земной жизни.

Как видите, можно по-разному смотреть на то, что говорится, на то, о чем мы поем. И дай нам Бог иметь такое зрение и такой слух, который сделал бы эту песнь чистой и сильной, наполненной светом и содержанием, смыслом и духом! Дай нам Бог не потерять Его даров, более того – помочь людям, которые почему-то или не знают этого пути или, может быть, сбились с него!

Вот такой замечательный праздничный день нам уготовал сегодня Господь!

Аминь.

Личный сайт священника Георгия Кочеткова
загрузить еще